ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!

 

Эта статья написана для тех, кто любит детей, любит их не издалека, кто не просто любуется ими как живой зани­мательной игрушкой, а любит детей деятельной любовью. Это любящие родители, отдающие сердце и душу воспита­нию детей. Это и будущие родители, те, кто, пока не имея детей, жаждет, стремится иметь их.

Воспроизведение себя в потомстве— одно из важней­ших предназначений человека, как и всякого живого су­щества. Это всеобщий закон природы, предназначение всех живых существ, ибо живое возникает только из живого, себе подобного.

В Священном Писании сказано:

21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающих, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ея. И увидел Бог, что это хорошо.

22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, (и) подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями) и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину их.

28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и раз­множайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владыче­ствуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над вся­кими животными, пресмыкающимися по земле».

Многие живые существа, совершив процесс воспроиз­водства себя в потомстве, например некоторые насекомые и рыбы, заканчивают на этом свою жизнь, ибо они выполнили главный Божий Закон: продолжать и умножать жизнь на Земле.

Для того чтобы всякое существо выполнило это свое предназначение, умная и хитрая природа, во-первых, за­ложила в живые существа могучий родительский инстинкт — генетически закрепленные (наследуемые) формы поведе­ния, направленные на создание и воспитание своего по­томства, а во-вторых, устроила так, что сам процесс этого воспроизводства сопровождается чувством сильнейшего на­слаждения, жгучими эмоциональными переживаниями, ради испытания которых любое существо готово тратить все свои силы и энергию, биться с другими за возмож­ность испытать эту страсть.

У человека в отличие от других живых существ эта страсть к процессу осуществления воспроизводства потомства ос­вободилась от родительского инстинкта и превратилась в самостоятельную потребность. У многих людей удовлетво­рение этой потребности — сексуальной страсти — совер­шенно не связано с ее природным предназначением. На­оборот, они стремятся задавить, вытеснить из сознания родительский инстинкт и остаться без потомства.

А ведь наши дети — это наши надежды и будущее, это наше бессмертие! Имея детей, мы не умрем бесследно: наши дети, наше потомство продолжат нас в будущем.

Однако наши дети — это не только наши радость и сча­стье, но и наши тревоги и боль. Ведь нужно не только ро­дить ребенка, но и воспитать его настоящим, прекрасным человеком. А это дело длительное и архисложное. Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не мо­жет им стать в изоляции от людей, ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми, в первую очередь — с родителями.

Детство ребенка в настоящее время длится очень долго, чуть ли не 20, а то и более лет. И все эти годы родители должны не только материально содержать свое дитя — кор­мить, поить, одевать, обувать, но и воспитывать. А это очень трудное дело, ибо, во-первых, каждый ребенок по­лучает от природы много задатков к различным способно­стям и чертам характера. И не все они добрые и хорошие. Задача родительского воспитания — очеловечить и развить эти задатки в добрые и полезные способности, в добрый и нравственный характер.

Во-вторых, чтобы воспитать настоящего человека, надо знать законы воспитания, надо знать психологию ребенка.

А подавляющее большинство родителей не имеют нужных знаний для такого сложного дела, как воспитание детей. Поэтому они действуют примерно так, как воспитывали их самих, как «принято» в данном обществе, как делают их соседи, знакомые. Такая «самодеятельность» зачастую заканчивается печально.

У волка вырастают только волки, у тигра — тигры, у | змеи — змеи, а вот у человека в результате негодного воспитания может вырасти и волк, и тигр и змея в облике человека.

Эта книга, как я надеюсь, поможет вам, дорогие чита­тели, приобрести нужные знания о психологии ребенка, об основных правилах воспитания детей. В ней нет готовых рецептов, как в том или ином конкретном случае действо­вать. Такие рецепты и нельзя дать, ибо все дети разные. И для каждого ребенка нужен свой «рецепт». Но эта книга поможет вам самим найти верное решение возникшей про­блемы в тех или иных обстоятельствах.

Я надеюсь, что изучение этой книги будет вам не только полезно, но и интересно: вы заодно узнаете многое о самих себе. Может, это вам поможет сделать свою жизнь и жизнь родных вам людей более счастливой, более радостной. Желаю вам успехов в воспитании ваших детей!

 

Ребенок — это чудо!

 

На свете есть много разных чудес. Но самое большое чудо — это ребенок!

Вдумайтесь: произошло зачатие ребенка. Образовался в утробе матери плод — он миниатюрный по размерам. Из этого крохотного плода примерно через 20 лет без вашей воли, без ваших усилий, сам по себе вырастает зрелый мужчина или еще раньше — зрелая женщина ростом до двух метров и весом до ста килограммов! Разве это не чудо? Как это происходит? Разве вам это не интересно узнать?

А вот другое чудо: родился ребенок. Он пока совершенно беспомощный. Но мама приложила его к своей груди, ребенок нашел сосок груди и начал жадно сосать молоко матери. Но он еще пока не знает, что такое грудь мамы и что такое ее молоко, он еще даже не видит по-настояще­му, а сосет, поглощает молоко! Кто управляет его действи­ями? Ведь у него пока еще нет даже сознания?

А разве это не чудо, что только появившийся на свет ребенок начинает сам дышать, сердечко его начинает работать и гонит кровь по сосудам, поглощенное молоко матери само перерабатывается в нужные организму ребенка вещества, а ненужные остатки этой переработки сами вы­деляются из организма в виде пота, мочи и кала? Кто уп­равляет этой сложной деятельностью? И почему не проис­ходит, как правило, никаких сбоев в этой многосложной работе организма?

Проследите за ребенком день за днем. И вы увидите, что каждый день что-то в нем меняется: сегодня он уже совсем не такой, каким был вчера. Как быстро он растет. Ему уже! около года. Вы взяли его за ручки, подняли его на ножки, прошлись с ним несколько раз, и он уже делает сам пер­вые шаги. А смотришь, через несколько недель он уже свободно ходит по комнате. Как он быстро научился этому.

Разве это не чудо? Ведь попробуйте учить вашу собаку или кошку ходить только на задних лапках — из этого ничего не получится.

А вот прошло еще какое-то время, и ваш ребенок не только начинает понимать, что вы ему говорите, но и сам начинает говорить. И говорит он правильно, хотя не изу­чал грамматики и не знает ни одного правила грамматики. Как же он научился говорить? Ведь вы специально его это­му не учили? Он научился сам. Как же это произошло? А почему собака, кошка, сколько бы вы их ни учили гово­рить, никогда не заговорят? Может быть, у ребенка есть какой-то внутренний учитель? Нет же, все проще и все сложнее. В этом чуде тоже надо разобраться.

Установлено, что все нормальные люди независимо от цвета кожи, от места рождения имеют один и тот же набор из 46 хромосом (структурные элементы ядра клеток, из ко­торых состоит организм человека). И в то же время все ро­дившиеся дети и все люди — разные. А ведь население на­шей планеты сейчас около 6 млрд человек. И при этом нет на свете двух совершенно одинаковых людей. Разве это не чудо?

Вы любите детей. Но чтобы любовь была деятельной, надо ребенка знать. Узнавая ребенка, вы тем самым узнае­те и самих себя. Ваша любовь становится разумной, а это значит, вы будете правильно воспитывать своего ребенка

Первое, в чем надо разобраться и что необходимо по пять, — это то, что ребенок — живое существо.

 

Способность человека осознать самого себя, выдели! себя из окружающего мира, способность к самонаблюдению своей внутренней деятельности, к самоанализу это деятельности — рефлексияэто именно то главное, что отличает человека от животных. Именно эти свойства человека, его мозга — сознание и рефлексия — позволили человеку так возвыситься над всеми животными, над всей природой. Но такое положение человека в мире налагает на него большую ответственность. Сейчас становится все более ясно, что важнейшая задача человечества — гармонизировать свои отношения с природой, прекратить использовать ее слепо и варварски, ибо это может привести и только к гибели природы, но и самого человека. А для этого надо, чтобы каждый человек это осознал и изменил свое поведение, свое отношение к природе. Воспитание такого сознания каждого растущего человека есть наипервейшая, наиглавнейшая задача каждой семьи, школы других воспитательных учреждений.

 

Приведем по этому поводу несколько мудрых мыслей всем нам хорошо известных соотечественников.

 

Одно из назначений семьи: выявить в каждом из ее членов все лучшее, что в нем есть, развить и отдать на общее благо. Воспроизводство жизни во всех ипостасях и ее из­менение к лучшему - общая и конечная цель совместной жизни мужа и жены.

При рождении ребенка происходит чудо превращения двух эгоистов в альтруистов, озабоченных благом третьего — их общего ребенка.

А. И. Герцен

 

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это ноше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А. С. Макаренко

 

Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цве­ты, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя.

А. М. Горький

 

Детство есть та великая пора жизни, когда кладется осно­вание всему будущему нравственному человеку.

Н. В. Шелгунов

 

Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкаль­ной культуры — способностью воспринимать, понимать, чув­ствовать, переживать красоту мелодии — только в годы детства. То, что упущено в детстве, трудно, почти невозмож­но наверстать в зрелые годы.

В. А. Сухомлинский

 

Продолжение следует…

 

Hosted by uCoz