ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! |
|
Эта статья написана для тех, кто
любит детей, любит их не издалека, кто не просто любуется ими как живой занимательной
игрушкой, а любит детей деятельной
любовью. Это любящие родители, отдающие сердце и душу воспитанию
детей. Это и будущие родители, те, кто, пока не имея детей, жаждет, стремится
иметь их. |
Воспроизведение
себя в потомстве— одно
из важнейших предназначений человека, как и всякого живого существа. Это
всеобщий закон природы, предназначение всех живых существ, ибо живое
возникает только из живого, себе подобного. |
В Священном Писании сказано: |
21. И сотворил Бог рыб больших и
всякую душу животных пресмыкающих, которых
произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ея. И увидел Бог, что это хорошо. |
22. И благословил их Бог, говоря:
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются
на земле. |
24. И сказал Бог: да произведет
земля душу живую по роду ея, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. |
25. И создал Бог зверей земных по
роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по
роду их. И увидел Бог, что это хорошо. |
26. И сказал Бог: сотворим человека
по образу Нашему, (и) подобию Нашему, и да владычествуют
они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями) и над
скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. |
27. И сотворил Бог человека по
образу Своему, по образу Божию
сотворил его; мужчину и женщину их. |
28. И благословил их Бог, и сказал
им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и
владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными
(и над всяким скотом, и над всею землею), и над всякими животными,
пресмыкающимися по земле». |
Многие живые существа, совершив
процесс воспроизводства себя в потомстве, например некоторые насекомые и
рыбы, заканчивают на этом свою жизнь, ибо они выполнили главный Божий Закон: продолжать и умножать жизнь на Земле. |
Для того чтобы
всякое существо выполнило это свое предназначение, умная и хитрая природа,
во-первых, заложила в живые существа могучий родительский инстинкт — генетически
закрепленные (наследуемые) формы поведения, направленные на создание и
воспитание своего потомства, а во-вторых, устроила так, что сам процесс
этого воспроизводства сопровождается чувством сильнейшего наслаждения,
жгучими эмоциональными переживаниями, ради испытания которых любое существо
готово тратить все свои силы и энергию, биться с другими за возможность испытать эту
страсть. |
У человека в отличие от других живых существ эта страсть к процессу
осуществления воспроизводства потомства освободилась от родительского
инстинкта и превратилась в самостоятельную потребность. У многих людей удовлетворение этой
потребности — сексуальной страсти — совершенно не связано с ее природным
предназначением. Наоборот, они стремятся задавить, вытеснить из сознания
родительский инстинкт и остаться
без потомства. |
А ведь наши дети — это наши надежды и
будущее, это наше бессмертие! Имея детей, мы не умрем бесследно: наши дети,
наше потомство продолжат нас в будущем. |
Однако наши дети — это не только
наши радость и счастье, но и
наши тревоги и боль. Ведь
нужно не только родить ребенка, но и
воспитать его настоящим, прекрасным человеком. А это дело длительное и архисложное.
Ребенок в момент рождения лишь
кандидат в человека, но он не
может им стать в изоляции от
людей, ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми, в первую очередь — с родителями. |
Детство ребенка в настоящее время длится очень
долго, чуть ли не 20, а то и более лет. И все эти годы родители должны не
только материально содержать свое дитя — кормить, поить, одевать, обувать,
но и воспитывать. А это очень трудное дело, ибо, во-первых, каждый
ребенок получает от природы много задатков к различным способностям и
чертам характера. И не все они добрые и
хорошие. Задача родительского воспитания — очеловечить и развить эти задатки в добрые и полезные способности, в добрый и нравственный характер. |
Во-вторых,
чтобы воспитать настоящего человека, надо знать законы воспитания, надо знать
психологию ребенка. |
А подавляющее большинство родителей не
имеют нужных знаний для такого сложного дела, как воспитание детей. Поэтому
они действуют примерно так, как воспитывали их самих, как «принято» в данном
обществе, как делают их соседи, знакомые. Такая «самодеятельность» зачастую
заканчивается печально. |
У волка вырастают только волки, у
тигра — тигры, у | змеи — змеи, а вот у человека в результате негодного
воспитания может вырасти и волк, и тигр и змея в облике человека. |
Эта книга, как я надеюсь, поможет
вам, дорогие читатели, приобрести нужные знания о психологии ребенка, об
основных правилах воспитания детей. В ней нет готовых рецептов, как в том или
ином конкретном случае действовать. Такие рецепты и нельзя дать, ибо все
дети разные. И для каждого ребенка нужен свой «рецепт». Но эта книга поможет
вам самим найти верное решение возникшей проблемы в тех или иных
обстоятельствах. |
Я надеюсь,
что изучение этой книги будет вам не только полезно, но и интересно: вы
заодно узнаете многое о самих себе. Может, это вам поможет сделать свою жизнь
и жизнь родных вам людей более счастливой, более радостной. Желаю вам успехов
в воспитании ваших детей! |
|
Ребенок — это чудо! |
|
На свете есть много разных чудес.
Но самое большое чудо — это ребенок! |
Вдумайтесь: произошло зачатие
ребенка. Образовался в утробе матери плод — он миниатюрный по размерам. Из
этого крохотного плода примерно через 20 лет без вашей воли, без ваших
усилий, сам по себе вырастает зрелый мужчина или еще раньше — зрелая женщина
ростом до двух метров и весом до ста килограммов! Разве это не чудо? Как это
происходит? Разве вам это не интересно узнать? |
А вот другое чудо: родился ребенок.
Он пока совершенно беспомощный. Но мама приложила его к своей груди, ребенок
нашел сосок груди и начал жадно сосать молоко матери. Но он еще пока не
знает, что такое грудь мамы и что такое ее молоко, он еще даже не видит
по-настоящему, а сосет, поглощает молоко! Кто управляет его действиями?
Ведь у него пока еще нет даже сознания? |
А разве это не чудо, что только
появившийся на свет ребенок начинает сам дышать, сердечко его начинает
работать и гонит кровь по сосудам, поглощенное молоко матери само
перерабатывается в нужные организму ребенка вещества, а ненужные остатки этой
переработки сами выделяются из организма в виде пота, мочи и кала? Кто управляет
этой сложной деятельностью? И почему не происходит, как правило, никаких
сбоев в этой многосложной работе организма? |
Проследите
за ребенком день за днем. И вы увидите, что каждый день что-то в нем
меняется: сегодня он уже совсем не такой, каким был вчера. Как быстро он
растет. Ему уже! около года. Вы взяли его за ручки, подняли его на ножки,
прошлись с ним несколько раз, и он уже делает сам первые шаги. А смотришь, через несколько недель он уже свободно ходит по комнате. Как
он быстро научился этому. |
Разве это не чудо? Ведь попробуйте
учить вашу собаку или кошку ходить только на задних лапках — из этого ничего
не получится. |
А вот прошло еще какое-то время, и
ваш ребенок не только начинает понимать, что вы ему говорите, но и сам
начинает говорить. И говорит он правильно, хотя не изучал грамматики и не
знает ни одного правила грамматики. Как же он научился говорить? Ведь вы
специально его этому не учили? Он научился сам. Как же это произошло? А
почему собака, кошка, сколько бы вы их ни учили говорить, никогда не
заговорят? Может быть, у ребенка есть какой-то внутренний учитель? Нет же,
все проще и все сложнее. В этом чуде тоже надо разобраться. |
Установлено, что все нормальные
люди независимо от цвета кожи, от места рождения имеют один и тот же набор из
46 хромосом (структурные элементы ядра клеток, из которых состоит организм
человека). И в то же время все родившиеся дети и все люди — разные. А ведь
население нашей планеты сейчас около 6 млрд
человек. И при этом нет на свете двух совершенно одинаковых людей. Разве это
не чудо? |
Вы любите детей. Но чтобы любовь
была деятельной, надо ребенка знать. Узнавая ребенка, вы тем самым узнаете и
самих себя. Ваша любовь становится разумной, а это значит, вы будете правильно
воспитывать своего ребенка |
Первое, в
чем надо разобраться и что необходимо по пять, — это то, что ребенок — живое
существо. |
|
Способность
человека осознать самого себя, выдели! себя из окружающего мира, способность
к самонаблюдению своей внутренней деятельности, к самоанализу это
деятельности — рефлексия— это именно то главное, что
отличает человека от животных. Именно эти свойства человека, его мозга —
сознание и рефлексия — позволили человеку так возвыситься над всеми
животными, над всей природой. Но такое положение человека в мире налагает на
него большую ответственность. Сейчас становится все более ясно, что важнейшая
задача человечества — гармонизировать свои отношения с природой, прекратить
использовать ее слепо и варварски, ибо это может привести и только к гибели
природы, но и самого человека. А для этого надо, чтобы каждый человек это
осознал и изменил свое поведение, свое отношение к природе. Воспитание такого
сознания каждого растущего человека есть наипервейшая,
наиглавнейшая задача каждой семьи, школы других воспитательных учреждений. |
|
Приведем по этому поводу несколько
мудрых мыслей всем нам
хорошо известных соотечественников. |
|
Одно из
назначений семьи: выявить в каждом из ее членов все лучшее, что в нем есть,
развить и отдать на общее благо. Воспроизводство жизни во всех ипостасях и ее
изменение к лучшему - общая и конечная цель совместной жизни мужа и жены. |
При
рождении ребенка происходит чудо превращения двух эгоистов в альтруистов,
озабоченных благом третьего — их общего ребенка. |
А. И. Герцен |
|
Наши дети —
это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость,
плохое воспитание — это ноше будущее горе, это наши слезы, это наша вина
перед другими людьми, перед всей страной. |
А. С. Макаренко |
|
Вся
гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья,
без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. |
А. М. Горький |
|
Детство
есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему
нравственному человеку. |
Н. В. Шелгунов |
|
Человек
овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры — способностью воспринимать,
понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии — только в годы детства.
То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые
годы. |
В. А.
Сухомлинский |
|
Продолжение следует… |