— Моего
шестилетнего сына как будто завораживают
всякие ужасы. Он постоянно рисует катастрофы - извержение вулканов, землетрясения,
кораблекрушения. И в играх у него такие же сюжеты. Что это значит и как с
этим бороться"? |
|
— Я думаю, мальчика гложут
страхи. Именно гложут, не давая ему покоя, раз он и в рисунках, и в
играх не может отрешиться от апокалиптических
сюжетов. Но, судя по недоуменной реакции матери, ребенок не склонен делиться
своими переживаниями даже с близкими людьми, не любит открывать душу. Такое
нередко бывает с очень самолюбивыми детьми, которые не хотят представать
перед окружающими в невыигрышном свете и молча страдают, пытаясь
самостоятельно найти выход из создавшегося положения. |
«Ужастики» в рисунках и играх мальчика — это и есть попытка
изжить страхи, пожирающие душу. Попытка явно неудачная, поскольку страх
смерти (а именно он стоит за сюжетами катастроф) не проходит, а наоборот —
становится навязчивым. |
Теперь о том, как с этим бороться. Страхи не бывают на пустом
месте. И перво-наперво следует определить причины,
их порождающие. Какие передачи смотрит ваш ребенок по телевизору? Какие
слышит разговоры? Может, его обижают в детском саду ребята или притесняет
дома старшая сестра? Может, он перегружен занятиями и переутомляется?
Истощенная психика становится более уязвимой, и
страшные образы, которые обычно вытесняются сознанием, всплывают на
поверхность |
не дают покоя. Бывает, что за страхом катастроф прячутся
страхи иного рода: на самом деле ребенок боится авторитарной бабушки или
отца. Боится настолько, что даже в мыслях не может себе в этом признаться, и
замещает один страх другим. Короче, поводов для размышления у вас
предостаточно. Не докучайте ребенку расспросами. Лучше осторожно понаблюдайте
за ним. Полезно завести дневник, фиксируя в нем все, что почему-либо вас
настораживает в поведении и высказываниях сына. Постепенно из мелких деталей
сложится объемная картина, и вам многое станет понятно. Помогают и ролевые
игры, дети в них обычно раскрываются. |
Но понять и даже устранить причину — это еще не все. Необходимо
создать благоприятный психологический
климат, чтобы поскорее сгладить последствия пережитой травмы (а запредельный
страх, конечно, травмирует). С ребенком нужно как можно больше смеяться,
шутить, отвлекать его от его привычных сюжетов, предлагая свои,
более радостные, но не менее захватывающие. Для этого понадобятся изобретательность, терпение и большой
заряд оптимизма. Но овчинка стоит выделки! |