Характер

 

Для того чтобы правильно воспитывать своих детей, надо хорошо их знать, знать их индивидуальные особенности. Надо знать, каков темперамент ребенка, и в соответствии с этим создавать определенные условия для его жизни в семье, соответственно по-иному строить свои взаимоотно­шения в общении с ним.

Еще более важно понять, какой характер складывается у ребенка, направить в нужное русло процесс его форми­рования, а уже со старшего дошкольного и особенно в на­чале подросткового возраста включать ребенка в сознатель­ное целенаправленное самовоспитание своего характера. Только так можно помочь ребенку разумно выбрать свой путь в жизни, построить свою судьбу.

Что же такое характер? Как он возникает и формирует­ся? Какова его структура?

Характер это совокупность устойчивых индивидуаль­ных особенностей человека, проявляющихся и формирующихся в его деятельности и общении, обусловливая способы и особен­ности поведения.

Ребенок не рождается с готовым характером. Характер формируется и складывается постепенно — к концу дет­ства. При этом в процессе жизни характер может меняться, изменяться в ту или иную сторону — углубляться или, на­оборот, распадаться. Однако задатки к тем или иным осо­бенностям характера рождаются вместе с ребенком. Они обнаруживают себя уже в первые месяцы жизни ребенка, и задача воспитателя — уловить их и соответственно стро­ить процесс — процесс формирования его характера.

Характер определяет особенности поведения ребенка. Поведение в широком смысле — это взаимодействие живо­го существа с окружающей средой, проявляющееся во внешней двигательной и внутренней психической активности живого существа. Поэтому можно говорить о поведе­нии собаки, кошки. Но когда говорят о поведении человека, то имеют в виду совокупность его поступков, имеющих нрав­ственное значение, совершаемых им в относительно продол­жительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение охватывает все поступки человека без исключе­ния независимо от того, являются ли они преднамеренны­ми или ненамеренными, совершаемые по любым побуж­дениям и в любых условиях.

Поступком является не всякое действие человека, а толь­ко такое, которое имеет социальное, общественное значе­ние, которое прямо или косвенно затрагивает интересы дру­гих людей. Например, ребенок играет с куклой — это дей­ствие, но не поступок; ребенок бросил эту куклу в зеркало и разбил его — это уже не просто действие, а поступок, хотя в данном случае может быть и непреднамеренный, неосознанный, импульсивный, но все же поступок. Посту­пок является актом поведения.

Если некоторые поступки и действия стали потребнос­тью человека, то говорят, что у него образовалась привычка. Он уже теперь не может не выполнять эти действия или поступки. Если, например, у ребенка выработалась при­вычка по утрам чистить зубы, то он уже это делает, не раздумывая, автоматически.

Для того чтобы ребенок в любых обстоятельствах и ус­ловиях действовал разумно и нравственно, очень важно фор­мировать у него правильные, полезные привычки. Ведь жизнь человека такова, что ему все время приходится совершать какие-то действия и поступки. При этом их часто надо вы­полнять, особо не задумываясь, иначе просто ни времени, ни сил не останется для творческой, более сложной дея­тельности.

Привычки поведения вырабатываются постепенно пу­тем достаточно длительного повторения одних и тех же действий. Решающую роль в формировании у детей при­вычек играет их собственная деятельность, их стремле­ние, желание выработать у себя привычки полезные, хо­рошие и избавиться от плохих. Поэтому формирование привычек возможно лишь при понимании детьми необхо­димости хороших и полезных привычек. Для этого надо создавать в семье определенное мнение, определенные традиции. Родители должны чаще использовать в Воспита­нии детей положительные подкрепления: похвалу, одоб­рение, поощрение и как можно реже— осуждение, наказание. Большую роль играет личный пример родителей и старших. Ведь дети главным образом подражают действи­ям родителей и других взрослых. Поэтому родители долж­ны тщательно контролировать свое поведение, не пода­вать детям дурных примеров.

Привычки человека составляют первую и важнейшую ос­нову структуры его характера.

 

Различают следующие виды привычек:

 

Бытовые, гигиенические.

Полезные: соблюдение чистоты, аккуратность в еде, опрятность, соблюдение режима дня, обязательная утрен­няя гимнастика, гигиена сна и др.

Вредные: неряшли­вость, несоблюдение режима дня, курение и т.д.

Нравственные.

Хорошие: вежливость, тактичность, приветливость, готовность прийти на помощь другим, уважение старших по возрасту и т.д.

Плохие: грубость, бестактность, сквер­нословие и т.д.

Трудовые.

Полезные: аккуратность в работе, настойчивость в выполнении работы, трудолюбие, планирование работы и т.д.

Вредные: лень, неаккуратность в работе, бессистемность и т.д.

Второй основой структуры характера являются черты человека, выражающие его отношение к окружающему миру, к другим людям, к труду и к самому себе.

Обычно каждая черта характера имеет противополож­ную черту, при этом первая — одобряемая в обществе, а вторая — неодобряемая. Например, вежливость — одобряе­мая в обществе черта, а бесцеремонность — неодобряемая. Эти две черты образуют пару противоположных черт ха­рактера человека. Встречаются и такие черты характера, для которых трудно указать какую-либо прямо противополож­ную черту, например впечатлительность или флегматич­ность. Следует иметь в виду, что известно более полутора тысяч различных черт характера. Их обычно разбивают на группы. Укажем основные из них.

При этом следует иметь в виду, что некоторые черты-отношения являются одновременно и чертами-привычка­ми. Но в первом случае они выражают отношение к чему-либо или к кому-либо, а во втором — навык осуществле­ния этого отношения в действиях и поступках.

Черты характера, выражающие отношение человека к окружающему миру, к другим людям: общительность — замкнутость, откровенность — скрыт­ность, вежливость — грубость, тактичность — бестактность, правдивость— лживость, чуткость, гуманность— жесто­кость, искренность— лицемерие, доброжелательность — зависть, идейность — безыдейность, принципиальность — беспринципность, молчаливость— болтливость, бескоры­стность— жадность, доброта— злобность, жизнерадост^ ность, активность— апатичность, верность — непостоян­ство^ объективность — субъективность, оптимистичность — пессимизм и т. д.

Черты характера, выражающие отношение человека к деятельности, к труду:

инициативность — безынициативность; деловитость — безалаберность; дальновидность — беззаботность; работос­пособность, усердие, настойчивость — инертность; медли­тельность — торопливость; выносливость; трудолюбие — лень; деловитость, предприимчивость, пунктуальность, планирование и т.д.

Черты характера, выражающие отношение человека к вещам и имуществу:

аккуратность — неряшливость, экономность — расточи­тельность, щедрость— скупость, практичность— непрак­тичность; расчетливость, бережливость — небрежность и т.д.

Черты характера, выражающие отношение человека к самому себе:

самокритичность — некритичность, требовательность, нетребовательность, скромность — хвастливость, самомне­ние, заносчивость, высокомерие; самообладание — расте­рянность; гордость; обидчивость; самоуверенность — мни­тельность; хитрость; упрямство; угодливость; уживчивость; храбрость — трусость; честность — бесчестие; целеустрем­ленность и т.д.

Все эти черты не только проявляются в поступках и по­ведении, но и образуются, формируются в них. Для того чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно, чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо. Мужество формируется в процессе соверше­ния мужественных поступков, а чертой характера оно ста­новится тогда, когда такие поступки перестают быть слу­чайными эпизодами в жизни человека, а превращаются в привычный для него образ действий.

Укоренившиеся в ребенке отдельные черты характера в виде привычек и устойчивых отношений определяют его судьбу. Недаром говорится в известной пословице: «Посейте поступок пожнете привычку, посейте привычку — по­жнете характер, посейте характер — пожнете судьбу». По­этому родители, которые хотят для своего ребенка счаст­ливой судьбы, должны все время заботиться о формирова­нии его характера, о привитии ему полезных и добрых привычек. Важно научить ребенка различать добро и зло, сформировать у него соответствующее отношение к добру и иммунитет ко злу.

Характеры людей различаются не только по отдельным чертам, но главным образом по их определенности, цель­ности, силе и т.д. Тем самым обычно выделяют различные типы характера. Под типом характера понимается сово­купность черт-отношений и привычек человека, определя­ющих его поведение. Именно в этом смысле говорят, что у человека хороший или плохой, благородный или подлый, вы­сокий или низкий характер. В этом смысле можно говорить, что характер — это физиономия личности.

По определенности характеры бывают с ярко выражен­ной одной или несколькими чертами (например, гордый человек или вежливый человек), подразумевая, что указан­ная черта доминирует над всеми другими — яркий харак­тер, и без такой определенности, когда ни одна черта осо­бо не выделяется — неопределенный характер.

По силе волевых черт различают сильные и слабые харак­теры . Если чертами сильного характера являются целеуст­ремленность, настойчивость, решительность, самооблада­ние, выдержка, мужество, смелость и т.д., то чертами сла­бохарактерного человека являются нерешительность, трусость, неуверенность и т.д.

По цельности характеры делятся на цельный, или гармо­нический, в котором отсутствуют противоречивые черты, однобокость, односторонность развития. Гармоничный, цельный характер обычно является следствием богатой от природы натуры человека и благоприятных обстоятельств его жизни, воспитания. Противоречивый или дисгармонич­ный характер является однобоким, в нем встречаются явно противоречивые черты.

В настоящее время в психологии имеется много разных классификаций типов характера. Весьма распространена классификация, в основу которой взята направленность личности на внутренний или внешний мир. С этой точки зре­ния было выделено два типа: интровертированный (внут­ренне сосредоточенный, замкнутый, направленный на свои внутренние переживания и мысли) и экстравертировангный (открытый, активный, чрезвычайно общительный) типы характера.

Представляет интерес классификация типов характера подростков, предложенная А. Е. Личко. Он выделил следу­ющие типы.

Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются под­вижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие события они вносят много шума, любят не­спокойные компании сверстников. Неусидчивые, недоста­точно дисциплинированные учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. С родителями и взрослы­ми у них нередко возникают конфликты. Эти подростки имеют много разных увлечений, но эти увлечения, как правило, неустойчивы, поверхностны и быстро проходят. Подростки этого типа зачастую переоценивают себя, бы­вают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

Гипотимный тип. В противоположность гипертимным, этим подросткам свойственны постоянно сниженные на­строение и активность. Всегда унылые, заторможенные, погруженные в собственные переживания, они могут выз­вать неприязнь и раздражение у сверстников. Их могут счи­тать чрезмерно заносчивыми, недоброжелательными, из­бегающими общения из-за чрезмерного самомнения. Од­нако за внешним отчуждением и мрачностью скрываются чуткость, душевная отзывчивость, постоянная готовность к самопожертвованию. В тесном кругу близких друзей теря­ются скованность и отгороженность, они оживают, стано­вятся веселыми и разговорчивыми. В учебе их характеризу­ют старательность, добросовестность, обязательность в со­четании с комформностью и нерешительностью, неспособностью принять ответственное решение без коле­баний и сомнений.

Циклоидный тип. Подростки этого типа отличаются по­вышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Они предпочитают находиться дома одни, вместо того что­бы бывать где-то со сверстниками. Тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют бо­лезненно. Настроение у них неустойчивое, периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.

Лабильный тип. Подростки этого типа крайне изменчи­вы в настроении, причем зачастую непредсказуемы. Пово­дом для неожиданного изменения настроения может оказаться самое ничтожное событие, например случайно об­роненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного на­строения. Настоящее и будущее соответственно настроению может им казаться то радужным, то мрачным. Такие под­ростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуж­даются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повы­шенной мнительностью и капризностью, быстрой утомляе­мостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудных умственных работ.

Сензитивный тип. Эти подростки обладают высокой чув­ствительностью ко всему, что радует, и к тому, что огорча­ет или пугает. Они не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчи­вы и робки при посторонних людях и поэтому производят впечатление замкнутых. Открыты и общительны они быва­ют только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрос­лыми. Отличаются послушанием и большой привязаннос­тью к родителям. В юношеском возрасте у них могут воз­никнуть трудности адаптации к кругу сверстников, а также комплекс неполноценности. Между тем у этих подростков довольно рано формируются чувство долга, высокие мо­ральные требования к себе и окружающим людям. Недо­статки в своих способностях они часто компенсируют вы­бором сложных видов деятельности и повышенным усер­дием. Они очень осторожны в выборе своих друзей и приятелей, но проявляют большую привязанность в друж­бе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

Психостенический тип. Такие подростки характеризуют­ся ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к само­анализу и оценкам поведения своего и других людей. Одна­ко они нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительнос­тью, а безапелляционность суждений — со скоропалитель­ностью действий, предпринимаемых как раз в моменты, когда требуются осторожность и осмотрительность.

Шизоидный тип. Наиболее существенная черта подрост­ков этого типа — замкнутость. Они не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни или находиться в ком­пании взрослых. Нередко демонстрируют внешнее безраз-личие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояние других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир наполнен раз­личными фантазиями, какими-либо особенными увлече­ниями. Во внешних проявлениях своих чувств они доста­точно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как пра­вило, не очень любят.

Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изво­дят родителей и окружающих, особенно в раннем детстве. Они любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над их беспомощностью. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичная черта — жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они верховодят, та­кие подростки устанавливают свои, жестокие, почти тер­рористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жестокого дисципли­нарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, уста­новить свой диктат над окружающими.

Истероидный тип. Главная черта подростков этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У них выражена склонность к театральности, позер­ству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кого-то хвалят, когда другим уделяется больше внимания, чем им самим. Для них насущной по­требностью становится стремление привлечь к себе внима­ние окружающих, выслушать в свой адрес восторги и по­хвалы. Для этих подростков характерны претензии на ис­ключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внима­ние, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи не способными стать настоя­щими лидерами и организаторами дела, завоевать себе не­формальный авторитет, они часто быстро терпят фиаско.

Неустойчивый тип. Подростки этого типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, ин­тересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

Комформный тип. Эти подростки демонстрируют бездум­ное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым ав­торитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны морализировать, а в то же время они очень склонны к консерватизму. Их главное жизненное кредо — «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих соб­ственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы такой подросток ни совер­шил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему по­ступку, причем нередко даже не одно.

Приведенная классификация, конечно, не исчерпыва­ет возможные типы подростков. При этом неизвестно, что делать с теми, которые не подходят ни под один из ука­занных типов. Однако все же приведенная классификация полезна, ибо она дает возможность родителям и воспита­телям ориентироваться в массе очень сложных характеров детей-подростков.

Следует сказать, что узнать характер чужого ребенка лег­че, чем своего, ибо по отношению к своему ребенку у ро­дителей уже имеется предвзятость. Но будем считать, что вы можете ее преодолеть. Тогда узнать характер своего ре­бенка можно путем длительных наблюдений за его поведе­нием, путем беспристрастного анализа его поступков. Кро­ме того, следует иметь в виду, что характер проявляется не только в поступках и поведении, но и во внешнем облике человека. Характер накладывает печать на его внешний об­лик, его мимику и пантомимику. Одни люди постоянно улыбаются, другие хмурятся, на лице одного изображается • удивление, а другого — презрение. Сама улыбка может быть разной. Одни улыбаются глазами, другие — всем лицом.

Л. Н. Толстой писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, — это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у кото­рых рот смеется без глаз, — это люди слабые, нерешитель­ные, и оба эти смеха неприятны». Толстой различал улыб­ку самодовольную, сладкую, счастливую, светлую, холод­ную, насмешливую, глупую, кроткую и т. п. Соответственно улыбке или иной мимике формируется типичная маска, которая и выражает характер данного лица. Типичная для человека мимика появляется рефлекторно (непроизволь­но), когда человек, тем более ребенок, оказывается в тех или иных обстоятельствах жизни.

Говорят, что глаза человека — это зеркало его души. И действительно, глаза выражают некоторые особенности характера человека. Толстой различал хитрые глаза, лучис­тые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный.

Жесты людей так же могут многое сказать о характере и особенностях человека. Жест может нам сказать о желании этого человека, о его состоянии. Особенности жестикуля­ции, наблюдаемые длительное время, могут нам сказать о суетливости или склонности к мелодраматичности и о мно­гих других особенностях человека. Но иногда жесты, мими­ка, голос, поза могут отражать лишь случайное состояние этого человека, связанное с какими-то особыми обстоя­тельствами. Поэтому, для того чтобы судить о характере че­ловека по его внешнему виду, надо достаточно долго его наблюдать. Так, типичные (именно типичные, а не случай­ные) позы человека много говорят о его характере. Высо­комерные люди обычно наклоняют корпус назад, выпячи­вая грудь и отбрасывая голову. Люди скромные пытаются быть незаметными, сутулятся, голову наклоняют вниз, втя­гивают в слегка приподнятые плечи. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, взгляд его при этом устрем­лен на собеседника, на лице широкая, подобострастная улыбка, а в уголках глаз таится еле заметный хитрый смех.

Как человек ходит — размашисто или мелкими шажка­ми, как стоит, в каком положении находятся его руки — также характеризует его. Вообще, чтобы изучить характер человека, необходимы длительные наблюдения в различ­ных ситуациях жизни, при сопоставлении его слов и дела.

Изучению характеров человека, их разнообразию, их осо­бенностям посвящена большая часть всей художественной литературы, изобразительного искусства. Какую бы кни­гу — роман, поэму, просто стихотворение — вы ни чита­ли, вы непременно там встретитесь с описанием характе­ров людей. Вот одно из стихотворений известного средне­векового поэта Востока Абдуррахмана Джами:

 

Здесь, в грешном мире, где ворот не счесть,

Шесть для людей напастей горьких есть.

Невыносимой мукою томим

Тот, кто во всем завидует другим.

Всю жизнь тоской и злобою дыша,

Затянута узлом его душа.

За ним идет имущий власть'злодей,

Насильник, ненавидящий людей.

А невозможность совершенья зла

Ему, как мука ада, тяжела.

 

И третий мученик идет за ним:

 Тот, кто стяжанья

Жаждою томим,

Всю жизнь он лишь добычу сторожит

И, упустить боясь, над ней дрожит.

Четвертый — скряга.

Хоть казна полна,

Не знает он ни радости, ни сна.

Томимый страхом разоренья, он

При жизни на геенну обречен.

Страдалец пятый -~ жаждущий чинов,

Удел его и жалок, и суров.

Мечтой о возвышенье он живет,

Возвыситься ж — ума недостает.

Шестой — невежда.

Сдержанность других

Он называет малодушьем их,

Не видит он достоинства ни в ком

И покрывает сам себя стыдом.

Один язык у нас, а уха — два,

Чтоб слышать много, но беречь слова.

Не доверяйся алчности своей,

Жить по своим возможностям умей.

Ведь лучше бедным, но свободным быть,

Себе, а не хозяину служить.

 Жемчужины познаний собери,

Тропу деяний прямо протори.

 

Для организации самовоспитания характера ребенка по­лезно его познакомить с правилами самовоспитания, ко­торые в отрочестве составил для себя Л. Н. Толстой:

 

1.  Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

2. Что исполняешь, исполняй хорошо.

3.  Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь за­был, а старайся сам припомнить.

4.  Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.

Дальше он писал: «Важнее всего для меня в жизни ис­правление от трех пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени».

А вот правила самовоспитания, которые принял для себя Константин Дмитриевич Ушинский:

 

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.

2.  Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

4. Решительность.

5.  Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6.  Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7.  Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

8.  Каждый вечер добросовестно давать отчет о своих по­ступках.

9.  Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем. что есть, ни тем, что будет.

10.  Никому не показывать этого журнала.

 

Hosted by uCoz