Характер |
|
Для того чтобы правильно воспитывать своих детей, надо хорошо их
знать, знать их индивидуальные особенности. Надо знать, каков темперамент
ребенка, и в соответствии с этим создавать определенные условия для его жизни
в семье, соответственно по-иному строить свои взаимоотношения в общении с
ним. |
Еще более важно понять, какой характер складывается у ребенка,
направить в нужное русло процесс его формирования, а уже со старшего
дошкольного и особенно в начале подросткового возраста включать ребенка в
сознательное целенаправленное самовоспитание своего характера. Только так
можно помочь ребенку разумно выбрать свой путь в жизни, построить свою
судьбу. |
Что же такое характер? Как он возникает и формируется? Какова
его структура? |
Характер — это
совокупность устойчивых индивидуальных особенностей человека, проявляющихся
и формирующихся в его деятельности и общении, обусловливая способы и особенности
поведения. |
Ребенок не рождается с готовым характером. Характер формируется
и складывается постепенно — к концу детства. При этом в процессе жизни
характер может меняться, изменяться в ту или иную сторону — углубляться или,
наоборот, распадаться. Однако задатки к тем или иным особенностям характера
рождаются вместе с ребенком. Они обнаруживают себя уже в первые месяцы жизни
ребенка, и задача воспитателя — уловить их и соответственно строить процесс
— процесс формирования его характера. |
Характер определяет особенности поведения ребенка. Поведение в широком смысле — это
взаимодействие живого существа с окружающей средой, проявляющееся во внешней
двигательной и внутренней психической активности живого существа. Поэтому
можно говорить о поведении собаки, кошки. Но когда говорят о поведении человека, то имеют в виду
совокупность его поступков, имеющих
нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период
в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение охватывает все
поступки человека без исключения независимо от того, являются ли они
преднамеренными или ненамеренными, совершаемые по любым побуждениям и в
любых условиях. |
Поступком является не всякое
действие человека, а только такое, которое имеет социальное, общественное
значение, которое прямо или косвенно затрагивает интересы других людей.
Например, ребенок играет с куклой — это действие, но не поступок; ребенок
бросил эту куклу в зеркало и разбил его — это уже не просто действие, а
поступок, хотя в данном случае может быть и непреднамеренный, неосознанный,
импульсивный, но все же поступок. Поступок является актом поведения. |
Если некоторые поступки и действия стали потребностью человека,
то говорят, что у него образовалась привычка.
Он уже теперь не может не выполнять эти действия или поступки. Если,
например, у ребенка выработалась привычка по утрам чистить зубы, то он уже
это делает, не раздумывая, автоматически. |
Для того чтобы ребенок в любых обстоятельствах и условиях
действовал разумно и нравственно, очень важно формировать у него правильные,
полезные привычки. Ведь жизнь человека такова, что ему все время приходится
совершать какие-то действия и поступки. При этом их часто надо выполнять,
особо не задумываясь, иначе просто ни времени, ни сил не останется для
творческой, более сложной деятельности. |
Привычки поведения вырабатываются постепенно путем достаточно
длительного повторения одних и тех же действий. Решающую роль в формировании
у детей привычек играет их собственная деятельность, их стремление, желание
выработать у себя привычки полезные, хорошие и избавиться от
плохих. Поэтому формирование привычек возможно лишь при понимании детьми
необходимости хороших и полезных привычек. Для этого надо создавать в семье
определенное мнение, определенные традиции. Родители должны чаще использовать
в Воспитании детей положительные подкрепления: похвалу, одобрение, поощрение
и как можно реже— осуждение, наказание. Большую роль
играет личный пример родителей
и старших. Ведь дети главным образом подражают действиям родителей и других
взрослых. Поэтому родители должны тщательно контролировать свое поведение,
не подавать детям дурных примеров. |
Привычки человека составляют первую и
важнейшую основу структуры его характера. |
|
Различают следующие виды привычек: |
|
Бытовые,
гигиенические. |
Полезные: соблюдение
чистоты, аккуратность в еде, опрятность, соблюдение режима дня, обязательная
утренняя гимнастика, гигиена сна и др. |
Вредные: неряшливость, несоблюдение режима
дня, курение и т.д. |
Нравственные. |
Хорошие: вежливость, тактичность,
приветливость, готовность прийти на помощь другим, уважение старших по
возрасту и т.д. |
Плохие: грубость, бестактность, сквернословие
и т.д. |
Трудовые. |
Полезные: аккуратность в работе, настойчивость в выполнении
работы, трудолюбие, планирование работы и т.д. |
Вредные: лень, неаккуратность в работе,
бессистемность и т.д. |
Второй основой структуры характера являются
черты человека, выражающие его отношение к окружающему миру, к другим людям,
к труду и к самому себе. |
Обычно каждая черта характера имеет противоположную черту, при
этом первая — одобряемая в обществе, а вторая — неодобряемая. Например,
вежливость — одобряемая в обществе черта, а бесцеремонность — неодобряемая.
Эти две черты образуют пару противоположных черт характера человека.
Встречаются и такие черты характера, для которых трудно указать какую-либо
прямо противоположную черту, например впечатлительность или флегматичность.
Следует иметь в виду, что известно более полутора тысяч различных черт
характера. Их обычно разбивают на группы. Укажем основные
из них. |
При этом следует иметь в виду, что некоторые черты-отношения
являются одновременно и чертами-привычками. Но в первом случае они выражают
отношение к чему-либо или к кому-либо, а во втором — навык осуществления
этого отношения в действиях и поступках. |
Черты характера,
выражающие отношение человека к окружающему миру, к другим людям: общительность —
замкнутость, откровенность — скрытность, вежливость — грубость, тактичность
— бестактность, правдивость— лживость, чуткость,
гуманность— жестокость, искренность— лицемерие, доброжелательность —
зависть, идейность — безыдейность, принципиальность — беспринципность,
молчаливость— болтливость, бескорыстность— жадность, доброта— злобность,
жизнерадост^ ность, активность— апатичность, верность — непостоянство^
объективность — субъективность, оптимистичность — пессимизм и т. д. |
Черты характера, выражающие
отношение человека к деятельности, к труду: |
инициативность — безынициативность;
деловитость — безалаберность; дальновидность — беззаботность; работоспособность,
усердие, настойчивость — инертность; медлительность — торопливость;
выносливость; трудолюбие — лень; деловитость, предприимчивость,
пунктуальность, планирование и т.д. |
Черты характера,
выражающие отношение человека к вещам и имуществу: |
аккуратность — неряшливость, экономность — расточительность,
щедрость— скупость, практичность— непрактичность;
расчетливость, бережливость — небрежность и т.д. |
Черты характера,
выражающие отношение человека к самому себе: |
самокритичность — некритичность,
требовательность, нетребовательность, скромность — хвастливость, самомнение,
заносчивость, высокомерие; самообладание — растерянность; гордость;
обидчивость; самоуверенность — мнительность; хитрость; упрямство;
угодливость; уживчивость; храбрость — трусость; честность — бесчестие;
целеустремленность и т.д. |
Все эти черты не только проявляются в поступках и поведении, но
и образуются, формируются в них. Для того чтобы стать аккуратным, надо
систематически поступать аккуратно, чтобы стать вежливым, надо постоянно
вести себя вежливо. Мужество формируется в процессе совершения мужественных
поступков, а чертой характера оно становится тогда, когда такие поступки
перестают быть случайными эпизодами в жизни человека, а превращаются в
привычный для него образ действий. |
Укоренившиеся в ребенке отдельные черты характера в виде
привычек и устойчивых отношений определяют его судьбу. Недаром говорится в
известной пословице: «Посейте
поступок — пожнете привычку,
посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — пожнете судьбу». Поэтому
родители, которые хотят для своего ребенка счастливой судьбы, должны все
время заботиться о формировании его характера, о привитии ему полезных и
добрых привычек. Важно научить ребенка различать добро и зло, сформировать у
него соответствующее отношение к добру и иммунитет ко
злу. |
Характеры людей различаются не только по отдельным чертам, но
главным образом по их определенности, цельности, силе и т.д. Тем самым
обычно выделяют различные типы
характера. Под типом характера понимается совокупность черт-отношений
и привычек человека, определяющих его поведение. Именно в этом смысле
говорят, что у человека хороший или
плохой, благородный или подлый, высокий или низкий характер. В этом смысле
можно говорить, что характер — это физиономия
личности. |
По определенности
характеры бывают с ярко выраженной одной или несколькими чертами (например, гордый человек или вежливый человек), подразумевая,
что указанная черта доминирует над всеми другими — яркий характер, и без такой определенности, когда ни одна
черта особо не выделяется — неопределенный
характер. |
По силе волевых черт различают сильные и слабые характеры . Если чертами
сильного характера являются целеустремленность, настойчивость,
решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость и т.д., то
чертами слабохарактерного человека являются нерешительность, трусость, неуверенность
и т.д. |
По цельности
характеры делятся на цельный, или гармонический, в котором отсутствуют противоречивые черты,
однобокость, односторонность развития. Гармоничный, цельный характер обычно
является следствием богатой от природы натуры человека и благоприятных
обстоятельств его жизни, воспитания. Противоречивый
или дисгармоничный характер
является однобоким, в нем встречаются явно противоречивые черты. |
В настоящее время в психологии имеется много разных
классификаций типов характера. Весьма распространена классификация, в основу
которой взята направленность личности на внутренний или внешний мир. С этой
точки зрения было выделено два типа: интровертированный (внутренне сосредоточенный,
замкнутый, направленный на свои внутренние переживания и мысли) и экстравертировангный (открытый, активный, чрезвычайно
общительный) типы характера. |
Представляет интерес классификация типов характера подростков,
предложенная А. Е. Личко. Он выделил следующие типы. |
Гипертимный тип. Подростки этого типа
отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В
происходящие события они вносят много шума, любят неспокойные компании
сверстников. Неусидчивые, недостаточно дисциплинированные учатся неровно.
Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. С родителями и взрослыми у них
нередко возникают конфликты. Эти подростки имеют много разных увлечений, но
эти увлечения, как правило, неустойчивы, поверхностны и быстро проходят.
Подростки этого типа зачастую переоценивают себя, бывают слишком самоуверенными,
стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление. |
Гипотимный тип. В противоположность
гипертимным, этим подросткам свойственны постоянно
сниженные настроение и активность. Всегда унылые, заторможенные, погруженные
в собственные переживания, они могут вызвать неприязнь и раздражение у
сверстников. Их могут считать чрезмерно заносчивыми, недоброжелательными, избегающими
общения из-за чрезмерного самомнения. Однако за внешним отчуждением и
мрачностью скрываются чуткость, душевная отзывчивость, постоянная готовность
к самопожертвованию. В тесном кругу близких друзей теряются скованность и
отгороженность, они оживают, становятся веселыми и разговорчивыми. В учебе
их характеризуют старательность, добросовестность, обязательность в сочетании
с комформностью и нерешительностью, неспособностью принять ответственное
решение без колебаний и сомнений. |
Циклоидный тип. Подростки этого типа
отличаются повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Они
предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы бывать где-то со
сверстниками. Тяжело переживают даже незначительные неприятности, на
замечания реагируют болезненно. Настроение у них неустойчивое, периодически
меняется от приподнятого до подавленного с периодами
примерно в две-три недели. |
Лабильный тип. Подростки этого типа
крайне изменчивы в настроении, причем зачастую непредсказуемы. Поводом для
неожиданного изменения настроения может оказаться самое ничтожное событие, например случайно оброненное слово, чей-то неприветливый
взгляд. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения.
Настоящее и будущее соответственно настроению может им казаться то радужным,
то мрачным. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются
в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение,
способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют
отношение к ним окружающих людей. |
Астеноневротический тип. Этот тип
характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, быстрой утомляемостью
и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении
трудных умственных работ. |
Сензитивный тип. Эти подростки
обладают высокой чувствительностью ко всему, что радует, и к тому, что
огорчает или пугает. Они не любят больших компаний, слишком азартных,
подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях
и поэтому производят впечатление замкнутых. Открыты и общительны
они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со
сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Отличаются
послушанием и большой привязанностью к родителям. В юношеском возрасте у них
могут возникнуть трудности адаптации к кругу сверстников, а также комплекс
неполноценности. Между тем у этих подростков довольно рано формируются
чувство долга, высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Недостатки
в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов
деятельности и повышенным усердием. Они очень осторожны в выборе своих
друзей и приятелей, но проявляют большую привязанность в дружбе, обожают
друзей, которые старше их по возрасту. |
Психостенический тип. Такие подростки
характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью
к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения своего и
других людей. Однако они нередко бывают больше сильны на словах, а не на
деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а
безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий,
предпринимаемых как раз в моменты, когда требуются осторожность и
осмотрительность. |
Шизоидный тип. Наиболее
существенная черта подростков этого типа — замкнутость. Они не очень тянутся
к сверстникам, предпочитают быть одни или находиться в компании взрослых.
Нередко демонстрируют внешнее безраз-личие к
окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояние других
людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир наполнен различными
фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих
чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде
всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят. |
Эпилептоидный тип. Эти подростки часто
плачут, изводят родителей и окружающих, особенно в раннем детстве. Они любят
мучить животных, дразнить младших, издеваться над их беспомощностью. В
детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичная черта —
жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они верховодят,
такие подростки устанавливают свои, жестокие, почти террористические
порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на
добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жестокого
дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются
угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками,
получить власть, установить свой диктат над окружающими. |
Истероидный тип. Главная черта
подростков этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной
особе. У них выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие
дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кого-то хвалят, когда
другим уделяется больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью
становится стремление привлечь к себе внимание окружающих, выслушать в свой
адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное
положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь
к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и
заводил. Вместе с тем, будучи не способными стать
настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный
авторитет, они часто быстро терпят фиаско. |
Неустойчивый тип. Подростки этого типа
обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора,
а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в
том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем
будущем. |
Комформный тип. Эти подростки
демонстрируют бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам,
большинству в группе. Такие подростки обычно склонны морализировать, а в то
же время они очень склонны к консерватизму. Их главное жизненное кредо —
«быть как все». Это тип приспособленца, который ради
своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную
минуту, но, что бы такой подросток ни совершил, он всегда найдет «моральное»
оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно. |
Приведенная классификация, конечно, не исчерпывает возможные
типы подростков. При этом неизвестно, что делать с теми, которые не подходят
ни под один из указанных типов. Однако все же приведенная классификация
полезна, ибо она дает возможность родителям и воспитателям ориентироваться в
массе очень сложных характеров детей-подростков. |
Следует сказать, что узнать характер чужого ребенка легче, чем
своего, ибо по отношению к своему ребенку у родителей уже имеется
предвзятость. Но будем считать, что вы можете ее преодолеть. Тогда узнать
характер своего ребенка можно путем длительных наблюдений за его поведением,
путем беспристрастного анализа его поступков. Кроме того, следует иметь в
виду, что характер проявляется не только в поступках и поведении, но и во
внешнем облике человека. Характер накладывает печать на его внешний облик,
его мимику и пантомимику. Одни люди постоянно улыбаются, другие хмурятся, на
лице одного изображается • удивление, а другого — презрение. Сама улыбка
может быть разной. Одни улыбаются глазами, другие — всем лицом. |
Л. Н. Толстой писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, —
это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз, — это
люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны». Толстой различал
улыбку самодовольную, сладкую, счастливую, светлую, холодную, насмешливую,
глупую, кроткую и т. п. Соответственно улыбке или иной мимике формируется
типичная маска, которая и выражает характер данного лица. Типичная для
человека мимика появляется рефлекторно (непроизвольно), когда человек, тем
более ребенок, оказывается в тех или иных обстоятельствах жизни. |
Говорят, что глаза человека — это зеркало его души. И
действительно, глаза выражают некоторые особенности характера человека.
Толстой различал хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный,
безжизненный. |
Жесты людей так же могут многое сказать о характере и
особенностях человека. Жест может нам сказать о желании этого человека, о его
состоянии. Особенности жестикуляции, наблюдаемые длительное время, могут нам
сказать о суетливости или склонности к мелодраматичности и о многих других
особенностях человека. Но иногда жесты, мимика, голос, поза могут отражать
лишь случайное состояние этого человека, связанное с какими-то особыми обстоятельствами.
Поэтому, для того чтобы судить о характере человека по его внешнему виду,
надо достаточно долго его наблюдать. Так, типичные (именно типичные, а не
случайные) позы человека много говорят о его характере. Высокомерные люди
обычно наклоняют корпус назад, выпячивая грудь и отбрасывая голову. Люди
скромные пытаются быть незаметными, сутулятся, голову наклоняют вниз, втягивают
в слегка приподнятые плечи. Типичный подхалим
наклоняет весь корпус вперед, взгляд его при этом устремлен на собеседника,
на лице широкая, подобострастная улыбка, а в уголках глаз таится еле заметный
хитрый смех. |
Как человек ходит — размашисто или мелкими шажками, как стоит,
в каком положении находятся его руки — также характеризует его. Вообще, чтобы
изучить характер человека, необходимы длительные наблюдения в различных
ситуациях жизни, при сопоставлении его слов и дела. |
Изучению характеров человека, их разнообразию, их особенностям
посвящена большая часть всей художественной литературы, изобразительного
искусства. Какую бы книгу — роман, поэму, просто стихотворение — вы ни читали,
вы непременно там встретитесь с описанием характеров людей. Вот одно из
стихотворений известного средневекового поэта Востока Абдуррахмана Джами: |
|
Здесь, в грешном мире, где ворот не счесть, |
Шесть для людей напастей горьких есть. |
Невыносимой мукою томим |
Тот, кто во всем завидует другим. |
Всю жизнь тоской и злобою дыша, |
Затянута узлом его душа. |
За ним идет имущий власть'злодей, |
Насильник, ненавидящий людей. |
А невозможность совершенья зла |
Ему, как мука ада, тяжела. |
|
И третий мученик идет за ним: |
Тот, кто стяжанья |
Жаждою томим, |
Всю жизнь он лишь добычу сторожит |
И, упустить боясь, над ней дрожит. |
Четвертый — скряга. |
Хоть казна полна, |
Не знает он ни радости, ни сна. |
Томимый страхом разоренья, он |
При жизни на геенну обречен. |
Страдалец пятый -~ жаждущий чинов, |
Удел его и жалок, и суров. |
Мечтой о возвышенье он живет, |
Возвыситься ж — ума недостает. |
Шестой — невежда. |
Сдержанность других |
Он называет малодушьем их, |
Не видит он достоинства ни в ком |
И покрывает сам себя стыдом. |
Один язык у нас, а уха — два, |
Чтоб слышать много, но беречь слова. |
Не доверяйся алчности своей, |
Жить по своим возможностям умей. |
Ведь лучше бедным, но свободным быть, |
Себе, а не хозяину служить. |
Жемчужины познаний
собери, |
Тропу деяний прямо протори. |
|
Для организации самовоспитания характера ребенка полезно его
познакомить с правилами самовоспитания, которые в отрочестве составил для
себя Л. Н. Толстой: |
|
1. Что назначено
непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на
что. |
2. Что исполняешь, исполняй хорошо. |
3. Никогда не справляйся
в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам
припомнить. |
4. Заставь постоянно ум
твой действовать со всею ему возможною силой. |
Дальше он писал: «Важнее всего для меня в жизни исправление от
трех пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени». |
А вот правила самовоспитания, которые принял для себя Константин Дмитриевич Ушинский: |
|
1. Спокойствие совершенное, по крайней мере
внешнее. |
2. Прямота в словах и
поступках. |
3. Обдуманность действия. |
4. Решительность. |
5. Не говорить о себе без
нужды ни одного слова. |
6. Не проводить времени
бессознательно: делать то, что хочешь, а не то, что случится. |
7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. |
8. Каждый вечер
добросовестно давать отчет о своих поступках. |
9. Ни разу не хвастать ни
тем, что было, ни тем. что
есть, ни тем, что будет. |
10. Никому не показывать
этого журнала. |