Темперамент |
|
Почему одно и то же событие разные люди воспринимают и
реагируют на него по-разному? Почему у одних людей одни интересы, а у других
— другие? Почему одни люди склонны к труду физическому, а другие — к умственному ? |
Таких вопросов можно поставить еще очень и очень много. Ответы
на все такие вопросы связаны с индивидуальными
особенностями людей, главным образом с их темпераментом, характером и
способностями (конечно, многое зависит еще от условий жизни и
воспитания). Рассмотрим эти индивидуальные особенности людей. |
Первой такой особенностью является темперамент. |
Темперамент — это
индивидуальная динамическая характеристика психической деятельности и
поведения человека. Темперамент — это природное качество человека, и в
процессе жизни он почти не изменяется. Свойства темперамента проявляют себя
относительно одинаково при различных по содержанию мотивах и целях
деятельности. |
И. П. Павлов установил, что особенности темперамента завиеят от характера нервных процессов, присущих данному
человеку. Различают следующие особенности нервных процессов. |
Сила нервных процессов характеризует
работоспособность, выносливость нервной системы и ее способность переносить
либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или
торможение. |
Противоположное свойство — слабость нервных процессов— характеризуется
неспособностью нервной системы выдерживать длительное и концентрированное
возбуждение или торможение. Слабая нервная система отличается низкой
работоспособностью, но зато очень чувствительна: она реагирует даже на очень
небольшие раздражения. |
Уравновешенность нервных процессов— есть соотношение
между возбуждением и торможением. У одних людей эти два процесса взаимно
уравновешиваются, а у других Преобладает один из
них: или возбуждение над торможением или, наоборот, торможение над
возбуждением. |
Подвижность нервных процессов — это их способность
с той или иной скоростью сменять друг друга, скорость появления нервного
процесса в ответ на раздражение, скорость образования новых условных связей. |
В зависимости от комбинаций этих трех особенностей нервных
процессов человека различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Эти названия произошли
следующим образом. Древнегреческий врач Гиппократ (V—ГУ века до нашей эры)
считал, что темпераменты людей объясняются различным соотношением видов
жидкости в организме, тем, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангвис»), слизь
(по-гречески «флегма»), красно-желтая
желчь (по-гречески «холе») или черная
желчь (по-гречески «мелайн холе»). |
Для определения типа темперамента человека используются
следующие психологические показатели, которые достаточно легко определяются с
помощью самых простейших методик диагностики. |
Сензитивность. О ней можно судить по наименьшей силе
внешних воздействий, необходимых для того, чтобы вызвать какую-либо
психическую реакцию человека. В частности, наименьшая сила раздражения,
необходимая для возникновения ощущения, называется нижним порогом ощущений. |
Реактивность — это сила эмоционального
реагирования на внешние или внутренние раздражения. Яркими проявлениями
реактивности являются эмоциональность и впечатлительность человека. |
Активность — это степень
активности человека для преодоления внешних или внутренних препятствий при
осуществлении поставленной цели деятельности. |
Соотношение реактивности и
активности. О нем мы судим по тому, от чего в большей степени зависит деятельность
человека: от случайных — внешних или внутренних — обстоятельств (например, от
настроения) или от целей, намерений и стремлений. |
Темп реакций — это скорость
протекания различных психических реакций и процессов: скорость движений,
темп речи, быстрота ума и т.д. |
Пластичность и ригидность свидетельствуют о
том, насколько легко и гибко приспособляется человек к изменяющимся внешним
воздействиям (пластичность) или, наоборот, насколько инертно и косно его
поведение (ригидность). |
Экстравертированность и
интровертированность поведения человека характеризуют,
от чего в большей степени зависят реакции и деятельность человека — от
внешних впечатлений и воздействий (экстравертированность)
или, наоборот, от образов, представлений и мыслей, связанных с его прошлым и
будущим (интровертированность). |
Теперь можно дать более развернутую
характеристику основных типов темперамента. |
Сангвиник— сильный,
уравновешенный и подвижный тип нервных процессов. Ему свойственны пониженная сен-зитивность,
высокий порог чувствительности, очень слабые звуки, световые раздражения он
не замечает. |
Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко
хохочет. Несущественный факт может сильно рассердить. Живо и с большим
возбуждением откликается на все привлекшее его внимание. Живая мимика и
выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение,
каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредоточивает
внимание. |
Повышенная активность. Очень энергичный
и работоспособный, может долго работать, не утомляясь, энергично
принимается за новое дело. |
Активность и реактивность уравновешены.
Он хорошо сдерживает проявления своих чувств и свои непроизвольные реакции.
Быстрые движения, быстрый темп речи, быстро включается в новую работу,
быстро сосредоточивает внимание. Быстрота ума и высокая находчивость. |
Высокая пластичность. Чувства, настроения, интересы и стремления
очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым
требованиям и обстановке. Быстро переключается с одной работы на другую.
Быстро усваивает и перестраивает свои умения и навыки. |
Экстравертирован. В большей степени
откликается на внешние воздействия, чем на образы и представления о прошлом
и будущем. |
Флегматик— сильный,
уравновешенный и инертный тип нервных процессов. Этот тип характеризует малая сен-зитивность. Мало
эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить. При больших
неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. Движения невыразительны. Энергичен, отличается большой работоспособностью. Высокая
активность значительно преобладает над малой реактивностью. Отличается
терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп движений и речи,
ненаходчив. Медленно сосредоточивает внимание. Ригиден.
С трудом переключает внимание, с трудом приспосабливается к новой обстановке
и к необходимости перестройки привычек и навыков. Интравертирован.
С трудом сходится с новыми людьми, с трудом откликается на внешние
впечатления. |
Холерик— сильный,
неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением, инертный тип
нервных процессов. |
Отличается малой сензитивностью,
высокой реактивностью и активностью. Но реактивность преобладает над активностью.
Поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и
более ригиден, чем сангвиник. Отсюда большая
устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость. Затрудняется в
переключении внимания. Быстрый психический темп. |
Меланхолик— слабый тип нервных
процессов. |
Ему свойственна высокая сензитивность. Повышенная чувствительность (невысокие
пороги ощущений). Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно
обидчив. Болезненно чувствителен. Малая реактивность. Мимика и движения
невыразительны. Голос тихий. Редко смеется во весь голос. Пониженная
активность. |
Неуверен в себе, робок,
малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко
утомляется и мало работоспособен. Легко отвлекается. Внимание неустойчиво.
Медленный психический темп. Ригиден. Интравертирован, т.е. направлен главным образом на свой внутренний мир. |
В наиболее чистом виде темперамент проявляется в детские годы.
Чем старше ребенок, тем более усложняются его взаимоотношения с миром и,
следовательно, тем более он испытывает воздействия на себя окружающего мира,
а поэтому некоторые особенности его темперамента маскируются. По мере
взросления свойства темперамента переплетаются с возникающими чертами
характера и поэтому плохо различимы. |
Проведенное исследование группы детей 9—10 лет показало, что из
39 детей у 33 оказались ярко выраженные черты темпераментов: 9 — сангвиников,
10 — холериков, 8 — флегматиков и 6- меланхоликов, а у 6 школьников черты
темперамента оказались промежуточными между чистыми типами. |
Темперамент характеризует динамичность личности, но не
определяет ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей
или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности в
творческой деятельности. История знает многих гениальных личностей с разными
темпераментами. Например, А. И. Герцен был типичным сангвиником, И. А.
Крылов — флегматиком, А. С. Пушкин — холериком, а Н. В. Гоголь —
меланхоликом. |
В процессе воспитания не следует ставить задачу — изменить
темперамент, ибо, во-первых, это практически невыполнимая задача, так как
процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает
очень медленно, а во-вторых, как я уже говорил, нет ни «хороших», ни
«плохих» типов темперамента: каждый тип имеет и положительные, и
отрицательные черты. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути,
формы и методы воспитания ребенка применительно к каждому типу темперамента,
закрепляя его положительные качества и сглаживая, уменьшая проявления
отрицательных черт. |
Основной и наиболее универсальный путь приспособления
темперамента к требованиям той или иной деятельности — это формирование индивидуального стиля деятельности, под
которым понимается такая индивидуальная система приемов и способов
деятельности, которая характерна для данного человека и целесообразна для
достижения в ней успешных результатов. |
Индивидуальный стиль деятельности появляется в процессе
овладения той или иной деятельностью у ребенка, в Первую
очередь игровой и учебной. Одно из важнейших условий возникновения
индивидуального стиля — сознательное, творческое отношение к выполнению
работы. Он возникает только в том случае, если сначала ребенок, а потом
взрослый ищет наилучшие приемы и способы, помогают щие
ему достигнуть наиболее успешных результатов в игре^
учебе, а потом и в труде. |
Индивидуальный стиль не возникает стихийно, он формируется в
процессе воспитания и обучения. Первые зачатки его наблюдаются уже в
дошкольном возрасте при решении практических или игровых задач. Родители должны следить за возникновением этих зачатков стиля и
помогать ребенку формировать такой стиль, который в наибольшей степени приспособлен
к его темпераменту и индивидуальным особенностям, к тому виду деятельности,
к которому ребенок проявляет наибольший интерес и требованиям которой он
объективно удовлетворяет. |