Эмоции и чувства

 

Мы рассмотрели внимание и волю, которые направляют и регулируют психические процессы и поведение человека. Но их регуляция затрагивает лишь некоторые стороны пси­хической деятельности и поведения человека: внимание на­правляет те или иные психические процессы на определен­ные объекты и в то же время служит заслоном, фильтром для ненужных внешних воздействий на человека, а воля де­лает эти психические процессы и поведение произвольны­ми, осознанными и помогает организму преодолевать встре-чаюшиеся на пути осушствления целей и желаний трудно­сти или же, наоборот, сдерживает, тормозит наше поведение и психическую деятельность, когда они чересчур поддаются влиянию ненужных, вредных влечений.

И внимание, и воля развиваются, совершенствуются в п|)оцессе жизни человека: от рождения, от природы вни­мание и воля имеют лишь некоторые задатки к тем или иным особенностям этих регуляторов нашего поведения и интеллектуальной деятельности.

Главный же механизм внутренней регуляции психичес­кой деятельности и поведения, направленный на удовлет­ворение актуальных потребностей, дан человеку от рожде­ния — это эмоции, которые в процессе жизни лишь осозна­ются и развиваются.

Эмоции возникли у живых существ в процессе биологи­ческой эволюции как средство, при помощи которого они определяют значимость состояний организма и внешних воз­действий. В ходе эволюции эмоции усложнялись, возника­ли все новые и новые их виды, отличающиеся своими пси­хологическими особенностями и способами протекания.

Самый простейший вид эмоций — это врожденные пере­живания, сопровождающие и окрашивающие в тот или иной знак {положительный или отрицательный) важнейшие воз­действия на человека, воспринимаемые нами в форме ощу­щений.

Ведь недаром органы ощущений зачастую называют орга­нами чувств. Говорят: «Я чувствую боль», «Я чувствую за­пах» и т.д., хотя правильнее надо было бы говорить: «Я ощущаю боль*, «Я ощущаю запах». В чем дело? Почему вме­сто слова «ощущаю» можно говорить — «чувствую»? Дело в том, что, как сказано выше, процесс ощущения связан непосредственно с эмоциональной сферой человека: ведь мы ощущаем тогда, когда на нас что то воздействует, и в результате у нас возникают переживания — ощущения, ок-ращенные той или иной эмоцией: положительной, вызы­ваемой полезными, жизненно важными воздействиями, ко­торые человек старается сохранить, и отрицательной, вы­зываемой вредными воздействиями, которые человек стремится избежать. Тем самым эмоции регулируют пове­дение, внимание и волю человека, направляют их соответ­ствующим образом.

Знак биологических эмоций задан человеку от рожде­ния. Даже самый маленький ребенок различает «вкусные» и «невкусные» ощущения, «приятные» и «неприятные» за­пахи и звуки, «ласковый, приятный» и «неприятный, ре­жущий» свет и т.д. Конечно, в процессе жизни по мере накопления опыта эта дифференциация ощущений по эмо­циональной окрашенности совершенствуется, изменяется, становится более индивидуализированной, когда то, что нравится, приятно одаому, может не нравиться, быть не­приятным другому. Но все же в массе своей эмоциональная оценка ощущений и важнейших воздействий на организм более или менее одинакова для большинства людей.

Ребенок рождается с родовьш опытом (неосознаваемым, конечно) различения эмоций, ориентируясь на которые он овладевает индивидуальным опытом приобретения по­лезных и устранения вредных для себя форм поведения.

Более сложным видом эмоций являются ситуативные, непосредственные эмоции-переживания, связанные с удовлет­ворением или неудовлетворением потребностей человека и с вероятностью их удовлетворения.

Как уже было показано выше, когда у человека возни­кает какая-то потребность, т.е. она становится актуальной, начинает требовать своего удовлетворения, то это прояв­ляется в возникновении у человека определенного ситуа­тивного переживания — это и есть эмоция, которая сигна­лизирует человеку, его сознанию, что он или какой-то его орган испытывают в чем-то нужду, потребность.

Ситуативные эмоции возникают у человека не только в связи с актуализацией той или иной потребности, т.е. с возникновением необходимости удовлетворить эту потреб ность или невозможностью это сделать в данный момент (в данной ситуации), но и в связи с предвосхищением удов­летворения или неудовлетворения потребности с той или И1ЮЙ вероятностью, ибо человек обладает способностью предвидеть события, будущее.

Эмоции — это кратковременные переживания: положи­тельные, когда потребность удовлетворяется или вероятность ее удовлетворения весьма большая, и отрицательные, если потребность не удовлетворяется или вероятность ее удовлет­ворения очень мала. Когда мы удовлетворили какую-то по­требность, например жажду, голод и т.д., то это вызывает у нас эмоцию радости, удовольствия. Точно так же предвку­шение удовлетворения жгучей потребности вызывает у нас положите;1ьную эмоцию: мы как бы ощущаем, представля­ем, как будем удовлетворять эту потребность. И наоборот, когда какая-то потребность долго не удовлетворяется, хотя она «кричит» и требует удовлетворения, а также когда на­дежды на удовлетворение этой потребности нет, то это вы­зывает у нас неприятное переживание — неудовольствие, печаль, гнев и другие формы отрицательных эмоций.

Эмоции могут вызывать повышение активности челове­ка— это стенические эмоции, а могут, наоборот, умень­шать, сдерживать активность человека — это астенические эмоции. Одна и та же эмоция у одних людей является сте-нической, а у других — астенической. Например, эмоция гнева вызывает у одних повышенную активность: человек мечется, места себе не находит, а у других тот же гнев приводит к замиранию активности, человек в состоянии гнева не может даже пошевелить рукой, только лицо выда­ет его состояние. Это связано с разным темпераментом и характером людей, о которых мы будем говорить несколь­ко позже.

Эмоция предшествует мышлению, она является пред-формой мышления, выполняющей самые простейшие и самые жизненно необходимые его функции, а именно — эмоция пристрастно оценивает ситуацию и доводит до све­дения организма свою оценку на языке переживаний. По­этому она открывает возможность человеку сделать нужные умозаключения о том, как следует себя вести, что надо делать. Это значит, что эмоции как бы мотивируют, вызы­вают и направляют мыслительную и вообще психическую деятельность и поведение.

 

Hosted by uCoz