Эмоции и
чувства |
|
Мы рассмотрели внимание и волю, которые направляют и регулируют
психические процессы и поведение человека. Но их регуляция затрагивает лишь
некоторые стороны психической деятельности и поведения человека: внимание направляет
те или иные психические процессы на определенные объекты и в то же время
служит заслоном, фильтром для ненужных внешних воздействий на человека, а
воля делает эти психические процессы и поведение произвольными, осознанными
и помогает организму преодолевать встре-чаюшиеся на
пути осуш;ествления целей
и желаний трудности или же, наоборот, сдерживает,
тормозит наше поведение и психическую деятельность, когда они чересчур
поддаются влиянию ненужных, вредных влечений. |
И внимание, и воля развиваются, совершенствуются в п|)оцессе жизни человека: от рождения, от природы внимание и
воля имеют лишь некоторые задатки к тем или иным особенностям этих
регуляторов нашего поведения и интеллектуальной деятельности. |
Главный же механизм внутренней регуляции психической
деятельности и поведения, направленный на удовлетворение актуальных
потребностей, дан человеку от рождения — это эмоции, которые в
процессе жизни лишь осознаются и развиваются. |
Эмоции возникли у живых существ в процессе
биологической эволюции как средство, при помощи которого они определяют
значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюции эмоции
усложнялись, возникали все новые и новые их виды, отличающиеся своими психологическими
особенностями и способами протекания. |
Самый простейший вид эмоций — это врожденные
переживания, сопровождающие и окрашивающие в тот или иной знак {положительный
или отрицательный) важнейшие воздействия на человека,
воспринимаемые нами в форме ощущений. |
Ведь недаром органы ощущений зачастую называют органами чувств.
Говорят: «Я чувствую боль», «Я чувствую запах» и т.д., хотя правильнее
надо было бы говорить: «Я ощущаю боль*, «Я ощущаю запах». В чем дело? Почему
вместо слова «ощущаю» можно говорить — «чувствую»? Дело в
том, что, как сказано выше, процесс ощущения связан непосредственно с
эмоциональной сферой человека: ведь мы ощущаем тогда, когда на нас что то
воздействует, и в результате у нас возникают переживания — ощущения, ок-ращенные той или иной эмоцией: положительной, вызываемой
полезными, жизненно важными воздействиями, которые человек старается
сохранить, и отрицательной, вызываемой вредными воздействиями,
которые человек стремится избежать. Тем самым эмоции регулируют поведение,
внимание и волю человека, направляют их соответствующим образом. |
Знак биологических эмоций задан человеку от рождения. Даже самый маленький ребенок различает «вкусные» и «невкусные»
ощущения, «приятные» и «неприятные» запахи и звуки, «ласковый, приятный» и
«неприятный, режущий» свет и т.д. Конечно, в процессе жизни по мере
накопления опыта эта дифференциация ощущений по эмоциональной окрашенности
совершенствуется, изменяется, становится более индивидуализированной, когда
то, что нравится, приятно одаому, может не
нравиться, быть неприятным другому. Но все же в
массе своей эмоциональная оценка ощущений и важнейших воздействий на организм
более или менее одинакова для большинства людей. |
Ребенок рождается с родовьш
опытом (неосознаваемым, конечно) различения эмоций, ориентируясь на
которые он овладевает индивидуальным опытом приобретения полезных и
устранения вредных для себя форм поведения. |
Более сложным видом эмоций являются ситуативные,
непосредственные эмоции-переживания, связанные с удовлетворением или
неудовлетворением потребностей человека и с вероятностью их удовлетворения. |
Как уже было показано выше, когда у человека возникает какая-то
потребность, т.е. она становится актуальной, начинает требовать своего
удовлетворения, то это проявляется в возникновении у человека определенного
ситуативного переживания — это и есть эмоция, которая сигнализирует
человеку, его сознанию, что он или какой-то его орган испытывают в чем-то
нужду, потребность. |
Ситуативные эмоции возникают у человека не только в связи с
актуализацией той или иной потребности, т.е. с возникновением необходимости
удовлетворить эту потреб ность
или невозможностью это сделать в данный момент (в данной ситуации), но и в
связи с предвосхищением удовлетворения или неудовлетворения
потребности с той или И1ЮЙ вероятностью,
ибо человек обладает способностью предвидеть события, будущее. |
Эмоции — это кратковременные переживания: положительные,
когда потребность удовлетворяется или вероятность ее удовлетворения весьма
большая, и отрицательные, если потребность не удовлетворяется или
вероятность ее удовлетворения очень мала. Когда мы удовлетворили какую-то потребность,
например жажду, голод и т.д., то это вызывает у нас
эмоцию радости, удовольствия. Точно так же предвкушение удовлетворения
жгучей потребности вызывает у нас положите;1ьную эмоцию: мы как бы ощущаем,
представляем, как будем удовлетворять эту потребность. И наоборот, когда
какая-то потребность долго не удовлетворяется, хотя она «кричит» и требует
удовлетворения, а также когда надежды на удовлетворение этой потребности
нет, то это вызывает у нас неприятное переживание — неудовольствие, печаль,
гнев и другие формы отрицательных эмоций. |
Эмоции могут вызывать повышение активности человека— это стенические эмоции,
а могут, наоборот, уменьшать, сдерживать активность человека — это астенические
эмоции. Одна и та же эмоция у одних людей
является сте-нической, а у других — астенической.
Например, эмоция гнева вызывает у одних повышенную активность: человек мечется,
места себе не находит, а у других тот же гнев приводит к замиранию
активности, человек в состоянии гнева не может даже пошевелить рукой, только
лицо выдает его состояние. Это связано с разным темпераментом и характером
людей, о которых мы будем говорить несколько позже. |
Эмоция предшествует мышлению, она
является пред-формой мышления, выполняющей самые
простейшие и самые жизненно необходимые его функции, а именно — эмоция
пристрастно оценивает ситуацию и доводит до сведения организма свою оценку на
языке переживаний. Поэтому она открывает возможность человеку сделать нужные
умозаключения о том, как следует себя вести, что надо делать. Это значит, что
эмоции как бы мотивируют, вызывают и направляют мыслительную и вообще
психическую деятельность и поведение. |