Воля

 

Воля — это и потребность в преодолении препятствий, трудностей в психической или практической деятельности и способность преодолевать эти препятствия и трудности.

Трудности и препятствия бывают двух видов — внешние и внутренние.

Внешние препятствия — это не зависящие от человека, объективные препетствия, внешние помехи, противодей­ствия других людей, природные препятствия, мешающие выполнить задуманное дело, осуществить поставленную цель. Внутренние препятствия зависят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень. Чувство страха, чувство ложного самолюбия и т.д. , т.е. все то, что мешает человеку выполнить поставленную задачу, добиться осу­ществления какой-то цели.

Воля человека выражается в том, насколько он спосо­бен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько он умеет управлять своим поведением, подчи­нять свою деятельность определенным задачам. Преодоле­ние препятствий и трудностей требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мо­билизующего физические, интеллектуальные и нравствен­ные силы человека.

Воля проявляется не только в способности достигнуть цель, преодолев при этом препятствия и трудности, но и в умении воздержаться от чего-либо. А. С. Макаренко писал: «Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно».

Безвольный человек предпочитает подчиняться потреб­ности в экономии сил, уступать своей лени. Он находит­ся во власти эмоций, вызываемых доступностью желае­мого, поэтому он делает только то, что не требует боль­ших усилий, он не отстаивает свою точку зрения, которая редко у него бывает, ибо легче следовать точке зрения своих ближних, знакомых. Безвольный человек легко вну­шаем.

Наоборот, волевой человек испытывает удовольствие от преодоления препятствий и помех. Когда у человека возни­кает конфликт между разными мотивами, внутренне про­тиворечивыми тенденциями, он принимает определенное решение и начинает действовать. Такое действие есть воле­вое действие.

Волевое действие, волевой акт, начинается с возник­новения побуждения, выражающегося в стремлении пре­одолеть возникший, внутренний конфликт. По мере того как осознается цель, на которую оноаправляется, стрем­ление переходит в желание. Желание — это опредмеченное стремление, оно направлено на определенный предмет, является целенаправленным стремлением на определенный предмет, разрешающим внутренний конфликт. Поэтому воля предполагает способность регулировать поведение на основании каких-то общих принципов, убеждений идей, она требует самоконтроля, умения управлять со­бой и господствовать над своими желаниями, а не толь­ко служить им.

Свобода как возможность поиска и выбора является свой­ством воли, ее природой, без свободы нельзя говорить о регулировании поведения. В возможности выбора того или иного решения, в способности направить свое поведение в том или ином направлении практически проявляется гос­подство человека над собой.

 

Волевые качества личности

 

Человек с точки зрения наличия у него развитой воли характеризуется следующими качествами:

1) целеустремленность— это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности на ее дости­жение, планомерное и неуклонное осуществление. Такой человек должен иметь определенную цель; если у него ее нет, то нельзя и говорить о его целеустремленности. Ко­нечно, школьник, подросток может иметь цель, которая еще не является его жизненной, устойчивой целью, но важно, чтобы он имел какую-то цель хотя бы на неболь­шой период жизни и целеустремленно добивался ее осу­ществления;

2) самостоятельность — это подчинение поведения соб­ственным взглядам и убеждениям. Однако это не значит, что самостоятельный человек отвергает всякое чужое мнение, он готов его рассмотреть, оценить и, если оно разумно, принять. В тех случаях, когда отвергается всякое чужое мнение только потому, что оно чужое, когда наблюдается необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, обна­руживается отрицательное качество воли — негативизм.

Противоположное негативизму, но тоже отрицательное качество — внушаемость, или конформизм. Конформный че­ловек легко поддается чужому влиянию, он не умеет кри­тически относиться к чужим советам и противостоять им в случае надобности;

3) решительность — это способность своевременно при­нимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. Нерешительные люди, наоборот, либо поспешно и торопливо принимают решение, не успев обдумать, либо опаздывают своевременно принять его. Нерешительность детей часто связана с бояз­нью ответственности или потерей веры в свои силы и воз­можности на основе ряда предыдущих неудач;

4) настойчивость — это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодо­левая всякие препятствия и затруднения на пути к ней.

От настойчивости следует отличать отрицательное каче­ство воли — упрямство. Упрямец часто сознает, что он не­прав, понимает, что его действия нецелесообразны, но про­должает отстаивать ошибочную точку зрения, руководству­ясь желанием во что бы то ни стало сделать по-своему, настоять на своем. Упрямство лишь прикрывает слабово­лие, так как упрямый человек не в состоянии побороть себя, не в состоянии отказаться от действий, ошибочность которых понимает сам;

5) выдержка (самообладание) — это способность посто­янно контролировать свое поведение. Вьщержанный чело­век вынослив и терпелив, он умеет сохранять хладнокро­вие даже в трудных и сложных обстоятельствах, а если надо — переносить лишения, боль, неудобства.

Противоположное предыдущему отрицательное каче­ство — импульсивность, склонность действовать поспешно, необдуманно, по первому побуждению. Импульсивность присуща многим детям, но у большинства с возрастом она проходит, и при правильном воспитании у ребенка фор­мируется вьщержка;

6) мужество и смелость — это готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия.

Противоположное отрицательное качество — трусость — страх за себя, за свое благополучие;

7) дисциплинированность— это сознательное подчине­ние общественным правилам.

Портрет волевого юноши хорошо нарисовал в своем сти­хотворении английский писатель и поэт Редьярд Киплинг:

О, если ты спокоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг.

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит друг.

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь.

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым себя не назовешь, —

И если ты своей владеешь страстью,

А не тобою властвует она,

И будешь горд в удаче и в несчастье,

Которым в сущности цена одна.

И если ты готов к тому, что слово

Твое в ловушку превращает плут,

и, потерпев крушенье, можешь снова Без сожаления возобновить свой труд, И если ты способен все, что стало Тебе привычным выложить на стол, Все проиграть и вновь начать сначала. Не пожалев того, что приобрел. И если можешь сердце, нервы, жилы Так завести, чтобы вперед нестись. Когда с годами изменяют силы И только воля говорит: «Держись!» И если можешь быть в толпе собою. При короле с народом связь хранить И, уважая мнение любое. Главы перед молвою не клонить. Умей поставить, в радостной надежде. На карту все, что накопил с трудом. Все проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть о том. Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже все пусто, все уже сгорело, И только воля говорит: «Иди!» Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой; Будь прям и тверд с врагами и друзьями. Пусть все, в свой час, считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег — Тогда весь мир ты примешь во владенье. Тогда, мой сын, ты будешь Человек! И если будешь мерять расстоянье Секундами, пускаясь в дальний бег, — Земля — твое, мой мальчик, достоянье, И более того, ты — Человек!

 

А вот несколько афоризмов на эту же тему.

 

Быть свободным — значит, помимо всего, не быть рабом соб­ственной логики.

                                                                                          Монтерлан

 

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не самих себя.

                                                                                                Платон

Легче всего обмануть самого себя.

                                                                                           Демосфен

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

                                                                                                     Гете

 

Hosted by uCoz