Свойства внимания
детей школьного возраста |
|
1) Сосредоточенность внимания — это способность ребенка
удерживать свое внимание на одном объекте или на одной деятельности при
отвлечении от всего остального. Если ученик занят интересным делом или рассматривает
интересную книгу, картинку, то обычно он не замечает ничего, что делается вокруг, может даже не
слышать обращения к нему. |
2) Устойчивость внимания— это
длительное удержание внимания на каком-то. предмете или на какой-то деятельности.
Время, которое ребенок может удерживать свое внимание на одном и том же
объекте, зависит, во-первых, от того, подвижен или нет, изменяется или нет
сам объект, а во-вторых, от того, активен или пассивен ребенок. На
неподвижном объекте пассивное внимание сохраняется не больше 5 секунд, после
чего внимание начинает отвлекаться. |
Рассмотрим рисунок. На нем изображены объемные тсу-бики, но мы видим их то обращенные одной плоскостью к
нам, то другой. Такое двойственное восприятие объясняется периодическими колебаниями
внимания. |
Если ребенок активно действует с объектом, занят интересным
делом, то устойчивое внимание может сохраняться до 15—20 минут, после чего
необходим кратковременный перерыв на несколько
секунд для отдыха. |
Состояние, противоположное
устойчивому вниманию, — частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой
деятельности на посторонние предметы — называется неустойчивостью
внимания. Такое состояние характерно для многих школьников, особенно если
урок не вызывает у них интереса, если их работа монотонна, однообразна. |
3) Объем внимания — это количество объектов, которые
охватываются вниманием одномоментно, т.е.
воспринимаются одновременно с достаточной ясностью. У людей с хорошо
развитым произвольным вниманием объем внимания определяется числом Миллера:
7±2, т.е. колеблется от 5 до 9 объектов. |
4) Распределение внимания — это одновременно внимание к
двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или
наблюдении за ними. Младшие школьники плохо распределяют свое внимание, они
не умеют этого делать из-за недостаточности опыта, поэтому не следует их
заставлять выполнять два каких-то дела одновременно или же при выполнении ими
одного дела отвлекать их на какое-то другое. |
5) Переключение внимания — это перемещение внимания с
одного объекта на другой или с одной деятельности на другую. Переключение
внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением. Поэтому
понятно, что школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она
не вызывает приятных чувств, большого интереса. |
У некоторых детей наблюдается рассеянность
внимания — частое отвлечение от основной деятельности. Такие школьники
допускают много ошибок в письме и при решении задач, Эти дети нуждаются в
тренировке своего внимания. |
|