Развитие способностей |
|
С развитии способностей детей спорили и спорят до сих : пор.
В основе этих споров лежат общие утверждения о способностях детей.
Рассмотрим эти утверждения. |
1. Все дети рождаются способными, неспособных
детей нет, — неспособными они
становятся в результате непра- \ вилъногс воспитания. Верно ли это положение? Выше
я привел данные о распределении детей по уровню умственных способностей, которые
лежат в основе всех других способностей. Как видим, около 20% детей, т.е.
каждый пятый ребенок, имеет пониженные умственные способности или даже
умственную дефективность. Так что объективные обследования детей противоречат
приведенному утверждению. Да, встречаются дети явно неспособные даже к
нормальному умственному развитию, по это не значит, что они ни на что не
годные, — эти дети при разумном и правильном воспитании и обучении могут
овладеть хорошими умениями и навыками в различных профессиях, не требующих
высоких умственных способностей, и добиться в них хорошего мастерства. |
А как быть с остальными детьми? У всех ли из них можно развить
высокие способности к какой-то деятельности? |
По этому вопросу мнения также расходятся, ибо ответ на этот
вопрос основан на двух прямо противоположных утверждениях. Одно из них
следующее; |
2. Воспитание не всесильно, все зависит от
природных задатков детей. |
Известный психолог Зигмунд Фрейд утверждал: «... человек,наделен многообразными
задатками влечений, которым ранние детские переживания придают окончательную
направленность». Он считал, что человеческая вос-питуемость
имеет границы, она не всесильна, тем более что «люди, во-первых, не имеют
спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их
страстей». |
Многие же придерживаются противоположного утверждения: |
3. Воспитание
всесильно, можно воспитать любого ребенка, всемерно развить его способности,
все зависит от воспитателей. |
Собственно говоря, этой точки зрения придерживались официальная
советская педагогика и школа. На этой доктрине основывалась попытка
построения в нашей стране коммунистического общества, в котором каждый бы
трудился по возможности и получал по потребности. Считалось, что можно
воспитать идеальных людей — членов идеального общества. |
Какое же из этих утверждений верное? Думаю, что и то, и другое в
приведенной формулировке неверны. Да, конечно,
воспитание не всесильно, оно не может изменить природные особенности детей.
Но оно достаточно могуче. Дело не в силе воспитания, а в том, чтобы оно было
разумным и соответствовало природным и психологическим особенностям детей,
тогда оно может очень многого достичь в развитии способностей детей. |
Для эффективного
развития способностей детей надо придерживаться следующих основных правил: |
|
Известный опыт семьи Никитиных показывает, какие большие
результаты можно получить в развитии детей, если начинать такое развитие
буквально с пеленок. |
Вот что пишет директор Института достижений потенциальных
возможностей человека Глен Доуман:
«Я видел, как в Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши
говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки
выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в
США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел
трехлетнего ребенка, который читал на трех языках под руководством доктора Верас в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Си-укса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я
получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса,
которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге «Как
научить ребенка читать». Поэтому он предлагает всем познакомиться с книгой
президента японской компании «Сони» Масару Ибука «После трех уже поздно». |
Масару Ибука
считает, что дети не рождаются гениями, ими они становятся в результате
воспитания. Он пишет: «С древних времен считается, что выдающийся талант — это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда
нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что
Джон Стюарт Милл читал классическую литературу
по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же
гении». |
Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта, и Милла говорит о том, что их строго воспитывали о'^ды, которые хотели сделать
своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл
не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что
им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное
образование». |
Дальше Масару Ибука
указывает, что обычно уделяется много внимания воспитанию детей после трех
лет. Но к этому возрасту развитие головного мозга уже завершено на 70—80%.
Поэтому следует направить свои усилия на раннее развитие детского мозга, до
трехлетнего возраста. «Раннее развитие не предполагает насильственное
вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное— введение
нового опыта вовремя». |
«Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование,
чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым...
Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и
ласковым, а когда он начинает развиваться сам (после трех лет), нужно
постепенно научиться уважать его волю, его Я... Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации». |
Чем же рекомендует Масару Ибука заниматься с детьми до трех лет? Во-первых,
физическими упражнениями, в первую очередь плаванием еще в грудном возрасте.
Во-вторых, языками. Овладевая своим родным языком, ребенок легко может
овладеть еще и другим или даже несколькими другими языками. В-третьих,
музыкой, искусством. |
Главное, считает он, создать благоприятную среду для развития
ребенка. Поэтому чем больше в семье детей, тем лучше они общаются друг с
другом... Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития
ребенка... Общение детей между собой надо поощрять... Ссоры развивают у
ребенка навыки общения... Не высмеивайте своего ребенка в присутствии
других... Интерес — лучшее побуждение... Нельзя насильно заставлять ребенка
заниматься чем-либо, нужно сначала вызвать у него интерес к таким занятиям.
Интерес ребенка нуждается в подкреплении... Распорядок дня развивает чувство
времени... Музыкальная гармония лучше всего усваивается в раннем возрасте...
Звучание стихов тренирует память... Дайте ребенку карандаш как можно
раньше... Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка... У ребенка свое
собственное представление о порядке... Книжки нужны ему не только для чтения,
а кубики не только для строительства — фантазия ребенка безгранична, ее не
следует урезать... Лепка, вырезание узоров из бумаги, складывание бумажных
фигур, ролевые игры развивают творческие задатки ребенка... Физические упражнения
стимулируют развитие интеллекта... Тренируйте левую руку так же, как
правую... Детям полезна ходьба... Учитесь у своего ребенка: важно объективно
оценивать поведение и чувства своего ребенка... Не насилуйте волю малыша...
Тщеславие матери прививает ребенку ложные понятия... :
Чтобы воспитать ребенка, сначала воспитайте себя... Пусть ваш ребенок
будет лучше вас — таковы основные рекомендации Масару
Ибука. Из них особо хочется
выделить следующие: во-первых, наиболее ответственный возраст в воспитании
ребенка — до трех лет. В это время с ним надо заниматься повседневно
(да и после трех лет воспитанию ребенка нужно уделять огромное внимание, но
тогда уже можно часть забот переложить на детский сад и школу). Во-вторых,
нельзя насиловать чувства ребенка, заставлять его заниматься тем, к чему у
него еще не возник интерес, к чему у него нет никаких задатков. Часто мамы и
бабушки такое насилие совершают ради своего тщеславия, чтобы вырастить из
своего чада объект для гордости. |
Об этом хорошо сказал поэт Борис Слуцкий в одном из своих
стихотворений. |
Музшкола имени Бетховена в
Харькове |
|
Меня оттуда выгнали за проф. |
Так называемую непригодность. |
И все-таки не пожалею строф |
И личную не пощажу я гордость, |
Чтоб этот домик маленький воспеть, |
Где мне пришлось терпеть и претерпеть. |
Я был бездарен, весел и умен, |
И потому я знал, что я— бездарен. |
О, сколько бранных прозвищ и имен |
Я выслушал: ты глуп, неблагодарен, |
Тебе на ухо наступил медведь. |
Поешь? Тебе в чащобе бы реветь! |
Ты никогда не будешь понимать |
Не то что чижик-пыжик — даже гаммы! , |
Я отчислялся до прихода мамы. |
Но приходила и вмешивалась мать, |
Она меня за шиворот хватала |
И в школу шла, размахивая мной, |
И объясняла нашему кварталу: |
— Да, он ленивый, да, он озорной, |
|
Какие пальцы: дециму берет. |
Ты будешь пианистом. Марш вперед! |
— Я не давался музыке. Я
знал, |
Что музыка моя — совсем другая, |
- А рядом, мне совсем не
помогая, |
Скрипели скрипки и хрипел хорал. - |
Так я мужал в музшколе той вечерней, |
Одолевал упорства рубежи, |
Сопротивляясь музыке учебной |
И повинуясь музыке души. |
|
В данном случае все закончилось благополучно: Борис Слуцкий
пианистом не стал, но он вырос хорошим поэтом. Но сколько можно привести
примеров, когда такое насильное втаскивание
ребенка в задуманную мамой или бабушкой гениальность заканчивалось
трагедией: ребенок разуверялся в своих возможностях, и погибали не открытые
в нем таланты. |
Отсюда следует такое
правило: |
2. Для развития способностей полезна
лишь та деятельность, которая вызывает у ребенка приятные эмоции, чувство
удовольствия. При этом следует помнить вышесказанное: до трех лет отношение к
ребенку должно быть строгим и ласковым. Это значит, что его пока не следует
спрашивать: хочет он или не хочет заниматься тем, чем ему предлагают
заниматься родители. Он должен твердо знать, что требования родителей надо
выполнять. Но, конечно, нельзя перегружать его занятиями, эти занятия должны
приносить ему радость, удовольствие. Ребенка надо чаще хвалить за успехи, за
старание. |
А вот после трех лет надо постепенно начинать учитывать желания
ребенка, нельзя заставлять его заниматься тем, чем он не хочет.
Следовательно, надо сначала вызвать у
ребенка желание, интерес к той или иной деятельности, £ лишь
потом организовать эту деятельность. Занятия должны проводиться, так, чтобы
они приносили ребенку эмощь. ональное
удовлетворение. |
Например, занятия рисованием следует начать так; дать ребенку
бумагу, цветные карандаши или фломастеры и предоставить возможность просто
раскрашивать бумагу. Не стоит сразу учить ребенка рисовать, пусть он сначала
погрузится в материал, освоит инструменты. И только тогда, когда у него
начнут на бумаге появляться какие-то подобия рисунков, можно начать ему
показывать, как нарисовать домик или еще что-либо. При этом нельзя критиковать
рисунки детей, лучше похвалить, если что-то у них получается. И только когда
дети освоятся с карандашами или фломастерами, можно дать им краски, и опять
пусть они прежде освоятся с ними, просто раскрашивая бумагу. |
3. Необходимо по
возможности раньше распознать задатки ребенка к тем или иным способностям. Ведь
если этого не сделать, то нельзя правильно организовать воспитание ре<-бенка, развитие его
способностей, которые со временем, могут стать выдающимися. |
Для того чтобы распознать задатки ребенка, нужно дать ему
возможность попробовать себя в разных областях деятельности и при этом
следить, какая деятельность, какие занятия вызывают у ребенка наибольший
интерес, приносят ему удовольствие. К этой-то деятельности чаще всего и
имеются у ребенка задатки. |
4. Программу занятий
нужно составлять для каждого ребенка индивидуальную. |
5. Если у вашего ребенка
рано обнаружилась одаренность (общая
или специальная в какой-то области), необходимо приложить все усилия, чтобы
он мог эту одаренность развить в
специальных учебных заведениях. Если таких учебных заведений в вашем
городе, поселке, селе нет, то совместно с учителями школы надо разработать
особую индивидуальную программу обучения такого ребенка, которая, в
частности, должна предусматривать завершение обучения за более короткий
срок. Очень вредно для одаренного ребенка, если он не получает адекватной
его силам учебной нагрузки. |
6. Если же обнаружится,
что ваш ребенок имеет какие-то дефекты психики, ее недоразвитость, то вы
должны иметь в виду следующее. |
Нормальный ребенок может рационально использовать свои природные
функции. Отсталый ребенок, как правило, имеет те же природные функции, но он
не умеет ими рационально пользоваться. Он
имеет, но не умеет— в этом основной дефект
его психики. |
У умственно отсталого ребенка имеются все интеллектуальные
способности, что и у нормального, но у него нет умения
свободно применять эти способности к явлениям нравственного и
отвлеченного характера. Физически — он не может, умственно— не знает, психически — не желает. Он бы и мог, и знал,
если бы только хотел. Но вся беда в том. что он прежде всего не хочет. |
Поэтому главное в развитии умственно отсталого ребенка — вызвать у него страстное желание видеть,
слышать, думать, запоминать, размышлять, использовать свои, хотя и небольшие,
природные способности. Тогда есть надежда, что он постепенно
компенсирует свое отставание, свои недостатки. |
Развитие способностей ребенка — это сложная, но очень важная
задача семейного и общественного воспитания, ибо от того, как она будет
решена, зависит не только судьба каждого ребенка, но и судьба нашей страны. |