Способности |
|
О способностях все наслышаны, о них весьма часто ведут разговор, когда речь идет о детях и об их будущем. Поэтому очень важно иметь ясное и правильное представление о сущности способностей, об их видах и развитии. |
Во-первых, надо четко уяснить, что такие качества ребенка, как трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, высокий уровень умений и навыков в каком-либо деле, не являются прямыми показателями способностей. И неспособный ребенок может быть трудолюбивым и аккуратным, может овладеть хорошими умениями и навыками в какой-либо работе. |
Во-вторых, способности у ребенка обнаруживаются не всегда сразу, лишь у некоторых наиболее одаренных детей они проявляются в дошкольном возрасте. У большинства детей способности обнаруживают себя несколько позже, лишь в школьном возрасте, а иногда даже во взрослом состоянии. Многие гениальные деятели науки и искусства в детском возрасте, в школе считались совершенно неспособными, а только став взрослыми, занявшись любимым делом, они обнаружили свою гениальность. Такими были, например, великий физик И. Ньютон, великий русский писатель Н.В. Гоголь, великий художник В.И. Суриков и др. |
Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, обусловливающие быстроту и легкость овладения им какой-либо деятельностью и достижение в ней наивысших результатов по сравнению со средним уровнем. |
Различают специальные способности к той или иной особой деятельности, например к математической, музыкальной, технической и т.д., и общие способности ко многим видам деятельности, которые проявляются прежде всего в качествах ума человека. |
Существенными предпосылками способностей являются природные задатки, с которыми рождается ребенок. Но они лишь обусловливают развитие способностей, не предопределяя их. От задатков к способностям — в этом и состоит путь развития личности. Развиваясь из задатков, способности проявляются лишь тогда, когда условия и обстоятельства жизни ребенка благоприятствуют их развитию. |
Задатки бывают разных видов. Одни из них не определяют ни содержания способностей, ни уровня возможных до-. стижений, они лишь придают определенное своеобразие процессу развития способности: будут ли способности развиваться быстро или медленно, во многих областях или в какой-то одной. Это задатки к общим умственным способностям. Другие задатки в той или иной степени определяют развитие каких-то специальных способностей. |
Только при наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро даже при не вполне благоприятных жизненных условиях. Однако сами по себе даже прекрасные задатки автоматически не переходят в способности: необходимо, чтобы ребенок занялся той деятельностью, к которой имеются наибольшие задатки, тогда в процессе этой деятельности у него из задатков вырастут способности к этой деятельности. Иными словами, способности, будучи предпосылкой успешной деятельности, сами развиваются в процессе этой деятельности. Вне деятельности способности из задатков не вырастают. История знает много примеров, когда природные задатки людей погибали в силу того, что человек не смог заняться именно той деятельностью, задатки к которой у него, несомненно, имелись. |
Имеется также определенная связь способностей и знаний, умений и навыков, относящихся к какому-то виду деятельности. Приобретение знаний, овладение умениями и навыками во многом зависят от способности к обучению, к данному виду деятельности. Но, в свою очередь, способности к данной деятельности зависят от наличных знаний, умений и навыков в этой области. При этом именно в процессе приобретения знаний, овладения умениями и навыками в некоторой области формируются и развиваются способности к соответствующему виду деятельности. Например, в процессе приобретения математических знаний, умений и навыков, с одной стороны, развиваются такие способности, как математическая память, способность к геометрически пространственным представлениям, к логическому мышлению и т.д. С другой стороны, при наличии хорошей математической памяти, способности к логическому мышлению овладение математическими знаниями, умениями и навыками происходит легче, быстрее и успешнее. |
От имеющихся у человека природных задатков, от развития из этих задатков тех или иных способностей, от уровня развития этих способностей и, наконец, от того, как чело- |
кова будет судьба этого человека, как он осуществит себя как личность, что он оставит своим потомкам. Поэт Леонид Мартынов написал такие стихи: |
Входя в дома любые — и в сырые и голубые, |
входя на лестницы крутые, в квартиры, светом залитые, прислушиваясь к звону клавиш и на вопрос даря ответ, скажи: |
Какой ты след оставишь? |
След, чтобы вытерли паркет |
и посмотрели косо вслед, |
или незримый прочный след |
в чужой душе на много лет? |
Возможны такие варианты жизни. |
Вариант первый. Быстрый взлет. Яркое проявление способностей, большие успехи в какой-то определенной' деятельности (или даже в нескольких). Родители и все близкие в восторге. Дань восхищения или даже преклонения со стороны окружающих перед нарождающимся талантом или гением. Но проходит какое-то время, и талант блекнет, успехи становятся все менее впечатляющими, развитие как бы замедляется, а потом и вовсе прекращается. |
Вариант второй. Вначале растрата времени, очень медленное продвижение вперед, иногда даже отставание от-обычных сверстников. Затем постепенно развитие ускоряется, иногда сразу огромный расцвет ранее дремавших задатков, большие успехи в какой-то деятельности, выдающиеся достижения в нейГ |
Вариант третий, нередко встречающийся: растрата времени и природных задатков на протяжении всей жизни. Выразительный пример — Обломов, человек, явно природ-но одаренный, но вместе с тем абсолютно безвольный Обломов «проживает» жизнь, «доживает» ее в устоявшихся, привычных условиях. Подчиненность устоявшемуся образу жизни, неспособность выйти за ее рамки и противопоставить обстоятельствам свою активную волю свойственны для многих людей. |
Наконец, четвертый вариант: оптимальное использование своих задатков и способностей на протяжении всей жизни. Ранний расцвет дарования, напряженнейшая, всепоглощающая й чрезвычайно продуктивная деятельность. В результате человек оставляет такой след, который воспринимается потомками веками. Часто этот след оставлен людьми, прожившими по обычным меркам короткую жизнь: Пушкин прожил всего 37 лет, Лермонтов — 27. Известный математик Эварист Галуа, именем которого даже 1 назван целый отдел математики, прожил всего 20 лет. К сожалению, столь гениальных людей немного. |
По исследованиям психологов, распределение детей по уровню умственного развития таково: |
1. Умственно одаренные — 2%. |
2. Повышенные умственные способности — 15—16%. |
3. Умственная норма — 65%. |
4. Пониженные умственные способности — 15—16%. |
5. Различные степени умственной дефективности 4—5%. Как видим, умственно одаренных от природы детей очень |
и очень мало. |
Но жизнь, судьба и тот след, который оставит эта жизнь , в истории, зависят не только от задатков, природных способностей и дарований человека, а по большей части от того, на что он затратил свою жизнь. А это уже зависит главным образом от условий и обстоятельств, в которых оказался ребенок после рождения, от его воспитания в се-мье, а затем и в школе, от того, какой личностью он станет. Об этом в следующей главе, а пока рассмотрим вопрос о развитии способностей в детском возрасте. |