ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА |
|
После 6—7 лет ребенок начинает развиваться как личность. |
Понятие личности очень широкое и многогранное. В его основе
лежит способность человека управлять самим собой, своими психическими процессами,
своими деятельностью и поведением и отвечать за свои действия и поступки. |
Как уже было сказано выше, до развития этой способности ребенок
действует непроизвольно, импульсивно. Вот у него возникла какая-то
потребность, он пытается ее удовлетворить первым лопавшимся
способом, не задумываясь над тем, а нельзя ли удовлетворить эту потребность
иначе, лучше. Возникло какое-то смутное желание, он куда-то побежал, что-то
делает, через несколько минут
он может бросить начатое дело и заняться совершенно другим, а о первом деле
он уже забыл. Такое поведение характерно для маленьких детей, и их нельзя за
это ругать. |
А вот уже после 6—7 лет ребенок начинает четко осознавать свои
потребности и желания, он уже способен решать, какую из потребностей следует
удовлетворить в первую очередь, а какие потребности могут подождать, какое
возникшее желание вообще не следует осуществлять, так как оно может принести
лишь вред себе и другим. Он учится управлять собой, своим поведением, своими
психическими процессами и действиями. Это и означает, что он начинает
развиваться как личность. |
Конечно, личность — это не только способность к осознаваемой,
целенаправленной и преднамеренной деятельности. |
В процессе формирования личности у
ребенка начинают развиваться воля и волевые процессы, внимание становится
произвольным. На этой основе формируются харак/яе/>, темперамент и
способности приобретают большую определенность. Ребенок учится
управлять своими эмоциями, чувствами, которые начинает осознавать. В этот
период очень важно формировать у ребенка понимание добра и зла, нравственных
начал, правильное и разумное поведение в обществе, среди взрослых и своих
сверстников. |
|
ВНИМАНИЕ |
|
На человека постоянно действует много различных раздражителей,
а также много разных потребностей, которые дают себя знать в виде желаний,
стремлений. Перед человеком все время возникают те или иные задачи, в связи-
с чем у него появляются те или иные цели. Все эти желания, стремления, цели
являются стимулами, вызывающими ту или иную психическую деятельность:
ощущение или восприятие, мышление или воображение, запоминание или
воспроизведение. И если бы человек, его психическая деятельность отвечали на
каждый из этих стимулов, то в его сознании образовался бы хаос. Однако этого
не происходит, ибо человек обладает способностью регулировать и направлять
свою психическую деятельность. Эта способность есть внимание, которое
направляет и сосредоточивает психическую деятельность в ответ лишь на
какие-то определенные стимулы при отвлечении от всего остального. |
Таким образом, внимание — это, с одной стороны, способность
задерживать одни какие-то стимулы для психической деятельности, не значащие
в данный момент для человека. Оно является как бы фильтром, пропускающим лишь
те стимулы для психической деятельности, которые значимы, имеют важное
жизненное значение для человека в данный момент, а с другой стороны — это
способность направлять и сосредоточивать ту или иную психическую деятельность
лишь на те стимулы, которые прошли через фильтр. |
До начала школьного обучения у детей преобладает преимущественно
неуправляемое, непроизвольное внимание, когда психическая
деятельность отвечает лишь на те стимулы, которые смогли прорваться через
фильтр внимания. Уже в первые недели у новорожденного появляется ориентировочный
рефлекс как признак и начало непроизвольного внимания. К концу первого года
жизни у ребенка формируется ориентировочно-исследовательская деятельность,
которая внешне проявляется в манипулировании предметами. У ребенка возникают
зачатки способности произволь- ного внимания под
влиянием команд взрослого, он может уже направлять свой взор на тот или иной
предмет, на липа взрослых. К четырем годам ребенок уже может направлять свое
внимание на выполнение сложных форм поведения по указанию взрослого, а к
шести годам — и по самоинструкции. |
В школьный период у ребенка совершенствуется произвольное, сознательно
управляемое внимание — направление и сосредоточение своей психической
деятельности и, следовательно, поведения на определенный объект, на тот или
иной стимул. |
В зависимости от характера объекта, на который направлено
внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее
внимание — это внимание, направленное на окружающие предметы и явления.
Внутреннее же внимание — это внимание, направленное на собственные мысли,
чувства и переживания, на свой внутренний мир. Человек, у которого
преобладает, доминирует внешнее внимание, является экстравертом, а
если у него преобладает внутреннее внимание, сосредоточение на своем
внутреннем мире, то он является интровертом. Экстраверсия или
интро-версия— прирожденные, они могут
проявляться у ребенка уже достаточно рано. Дети-экстраверты
общительные, всем живо интересуются, но, как правило, неглубоко, поверхностно;
интроверты — замкнуты, малообщительны, все время о чем-то размышляют, что-то
тихо исследуют. |
Непроизвольное внимание у ребенка может быть вызвано: 1) если
на него неожиданно подействовал сильный раздражитель (вспышка света, резкий
запах, необычный звук и т.д.); 2) если на него подействовал какой-то новый,
необычный, контрастный раздражитель (новое лицо, незнакомый человек, новая
игрушка и т.д.); 3) началом или прекращением действия какого-то
раздражителя. Но, конечно, стимуляция непроизвольного внимания зависит еще
от индивидуальных особенностей ребенка, то, что вызывает
обостренное внимание одного, может оставить другого совершенно
равнодушным. |
|