ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 

После 6—7 лет ребенок начинает развиваться как лич­ность.

Понятие личности очень широкое и многогранное. В его основе лежит способность человека управлять самим со­бой, своими психическими процессами, своими деятель­ностью и поведением и отвечать за свои действия и по­ступки.

Как уже было сказано выше, до развития этой способ­ности ребенок действует непроизвольно, импульсивно. Вот у него возникла какая-то потребность, он пытается ее удов­летворить первым лопавшимся способом, не задумываясь над тем, а нельзя ли удовлетворить эту потребность иначе, лучше. Возникло какое-то смутное желание, он куда-то по­бежал, что-то делает, через несколько минут он может бро­сить начатое дело и заняться совершенно другим, а о пер­вом деле он уже забыл. Такое поведение характерно для маленьких детей, и их нельзя за это ругать.

А вот уже после 6—7 лет ребенок начинает четко осоз­навать свои потребности и желания, он уже способен ре­шать, какую из потребностей следует удовлетворить в пер­вую очередь, а какие потребности могут подождать, какое возникшее желание вообще не следует осуществлять, так как оно может принести лишь вред себе и другим. Он учит­ся управлять собой, своим поведением, своими психичес­кими процессами и действиями. Это и означает, что он начинает развиваться как личность.

Конечно, личность — это не только способность к осоз­наваемой, целенаправленной и преднамеренной деятельности.

В процессе формирования личности у ребенка начинают развиваться воля и волевые процессы, внимание становится произвольным. На этой основе формируются харак/яе/>, тем­перамент и способности приобретают большую определен­ность. Ребенок учится управлять своими эмоциями, чув­ствами, которые начинает осознавать. В этот период очень важно формировать у ребенка пони­мание добра и зла, нравственных начал, правильное и ра­зумное поведение в обществе, среди взрослых и своих свер­стников.

 

ВНИМАНИЕ

 

На человека постоянно действует много различных раз­дражителей, а также много разных потребностей, которые дают себя знать в виде желаний, стремлений. Перед чело­веком все время возникают те или иные задачи, в связи- с чем у него появляются те или иные цели. Все эти желания, стремления, цели являются стимулами, вызывающими ту или иную психическую деятельность: ощущение или вос­приятие, мышление или воображение, запоминание или воспроизведение. И если бы человек, его психическая дея­тельность отвечали на каждый из этих стимулов, то в его сознании образовался бы хаос. Однако этого не происхо­дит, ибо человек обладает способностью регулировать и на­правлять свою психическую деятельность. Эта способность есть внимание, которое направляет и сосредоточивает пси­хическую деятельность в ответ лишь на какие-то опреде­ленные стимулы при отвлечении от всего остального.

Таким образом, внимание — это, с одной стороны, спо­собность задерживать одни какие-то стимулы для психи­ческой деятельности, не значащие в данный момент для человека. Оно является как бы фильтром, пропускающим лишь те стимулы для психической деятельности, которые значимы, имеют важное жизненное значение для человека в данный момент, а с другой стороны — это способность направлять и сосредоточивать ту или иную психическую де­ятельность лишь на те стимулы, которые прошли через фильтр.

До начала школьного обучения у детей преобладает пре­имущественно неуправляемое, непроизвольное внимание, ког­да психическая деятельность отвечает лишь на те стимулы, которые смогли прорваться через фильтр внимания. Уже в первые недели у новорожденного появляется ориентиро­вочный рефлекс как признак и начало непроизвольного внимания. К концу первого года жизни у ребенка форми­руется ориентировочно-исследовательская деятельность, которая внешне проявляется в манипулировании предме­тами. У ребенка возникают зачатки способности произволь- ного внимания под влиянием команд взрослого, он может уже направлять свой взор на тот или иной предмет, на липа взрослых. К четырем годам ребенок уже может направлять свое внимание на выполнение сложных форм поведения по указанию взрослого, а к шести годам — и по самоинст­рукции.

В школьный период у ребенка совершенствуется произ­вольное, сознательно управляемое внимание — направле­ние и сосредоточение своей психической деятельности и, следовательно, поведения на определенный объект, на тот или иной стимул.

В зависимости от характера объекта, на который направ­лено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание — это внимание, направлен­ное на окружающие предметы и явления. Внутреннее же внимание — это внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания, на свой внутренний мир. Человек, у которого преобладает, доминирует внешнее вни­мание, является экстравертом, а если у него преобладает внутреннее внимание, сосредоточение на своем внутреннем мире, то он является интровертом. Экстраверсия или интро-версия— прирожденные, они могут проявляться у ребенка уже достаточно рано. Дети-экстраверты общительные, всем живо интересуются, но, как правило, неглубоко, поверхно­стно; интроверты — замкнуты, малообщительны, все время о чем-то размышляют, что-то тихо исследуют.

Непроизвольное внимание у ребенка может быть вызва­но: 1) если на него неожиданно подействовал сильный раз­дражитель (вспышка света, резкий запах, необычный звук и т.д.); 2) если на него подействовал какой-то новый, нео­бычный, контрастный раздражитель (новое лицо, незна­комый человек, новая игрушка и т.д.); 3) началом или пре­кращением действия какого-то раздражителя. Но, конеч­но, стимуляция непроизвольного внимания зависит еще от индивидуальных особенностей ребенка, то, что вызыва­ет обостренное внимание одного, может оставить другого совершенно равнодушным.

 

 

Hosted by uCoz