ВОСПИТАНИЕ часть 2

 

по творениям святителя Иоанна Златоустого (347 г -407 г)

 

* * *

Нельзя сказать и того, будто у Него немного попечения об этом деле: нет, Он имеет великое промышление о воспитании детей. Для того Он и вложил такое вле­чение в природу родителей, что­бы поставить их как бы в неиз­бежную необходимость забо­титься о детях. А впоследствии в своих изречениях Он преподал нам и законы касательно попе­чения о них и, учреждая празд­ники, повелел объяснять детям причину их. Так, сказав о Пас­хе, Он присовокупил: и объяви в день тот сыну твоему, гово­ря: это ради того, что Господь (Бог) сделал со мною, когда я вы­шел из Египта (Исх. 13,8). То •KG самое и в законе, потому что, сказав о перворожденных, опять присовокупляет: и когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства, ибо когда фараон упорствовал от­пустить нас, Господь умерт­вил всех первенцев в земле Еги­петской... (Исх. 13, 14-15). Всем этим он внушает вести детей к богопознанию. И самим детям он заповедует многое относи­тельно их родителей, награждая послушных, а неблагодарных на­казывая, и таким образом делая их еще более любезными для ро­дителей (2).

 

* * *

Дабы родители, получив по­веление воспитывать детей, не пренебрегали Его повелениями, Он присоединил естественную необходимость. А чтобы эта связь не была ослабляема оскорблени­ями со стороны детей и не расторглась, Он оградил ее наказания­ми и от Себя и от самих родителей, таким образом и детей весьма строго подчиняя [родителям], и в родителях возбуждая любовь [к детям]... Он не только детей злых в отношении к родителям наказывает, а к добрым благово­лит, но точно так же поступает и с родителями, тяжко наказы­вая нерадящих о детях, а попе­чительных удостаивая почестей и похвал (2).

 

* * *

Горе, сказано [в Писании], вам, смеющиеся ныне (Лк. 6, 25), — а вы подаете детям множество по­водов к смеху. Горе вам, богатые (Лк. 6, 24), — а вы предпринима­ете все меры, чтобы они разбогатели. Горе вам, когда все лю­ди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6, 26), — а вы часто тратите целые имущества для людской славы. Еще: поносящий брата своего подлежит геенне огнен­ной (Мф. 5, 22), — а вы считаете слабыми и трусливыми тех, кто молчаливо переносит обиды от других. Христос повелевает воз­держиваться от ссоры и тяжбы, а вы постоянно занимаете детей этими злыми делами. Он пове­лел во многих случаях вырывать око, если оно причиняет вред (см.: Мф. 5,29), а вы с теми особен­но и вступаете в дружбу, кто мо­жет дать денег, хотя бы учил крайнему разврату. Он не позво­лил отвергать жену, кроме од­ной только вины — прелюбоде­яния (см.: Мф. 5, 32), а вы, когда можно получить деньги, позво­ляете пренебрегать и этой запо­ведью. Клятву Он запретил со­вершенно (см. Мф. 5, 34), а вы даже смеетесь, когда видите, что это соблюдается. Любящий ду­шу свою, говорит [Господь], по­губит ее (Ин. 12, 25), а вы всячес­ки вовлекаете их в эту любовь. Если не будете, говорит Он, про­щать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам со­грешений ваших (Мф. 6,15), а вы даже укоряете детей, когда они не хотят мстить обидевшим и стараетесь скорее доставить им возможность сделать это. Хрис­тос сказал, что любящие славу, постятся ли, молятся ли, пода­ют ли милостыню, все это дела­ют без пользы (см.: Мф. 6,1), а вы всячески стараетесь, чтобы ва­ши дети достигли ее. Но для че­го перечислять все, если уже и сказанные пороки, не только все вместе, но и каждый сам по се­бе, достаточны для приготовле­ния тысячи геенн? А вы, собрав их все вместе и возложив [на де­тей] эту невыносимую тяжесть грехов, с ней ведете их в огнен­ную реку; как же они могут спа­стись, принося столько пищи для огня? И не только то ужасно, что вы внушаете противное запове­дям Христовым, но и то еще, что прикрываете порочность благо­звучными наименованиями, на­зывая постоянное пребывание на конских ристалищах и в теа­трах светскостью, обладание бо­гатством свободой, славолюбие великодушием, дерзость откро­венностью, расточительность че­ловеколюбием, несправедливость мужеством: Потом, как будто ма­ло этого обмана, вы и доброде­тели называете противополож­ными наименованиями: скром­ность неучтивостью, кротость трусостью, справедливость сла­бостью, смирение раболепством, незлобие бессилием, как будто опасаясь, чтобы дети, услышав от других истинное название этих [добродетелей и пороков], не уда­лились от заразы. Ибо название пороков прямыми и подлинны­ми их наименованиями немало способствует к отвращению от них: оно может так сильно по­ражать грешников, что часто многие, отличающиеся бесчест­нейшими делами, не переносят равнодушно, когда их называют тем, что они есть на самом деле, но приходят в сильный гнев и зверское раздражение, как буд­то терпят что-нибудь ужасное (2).

 

* * *

Часто многие из отцов делают все и принимают все меры, что­бы у сына был хороший конь, ве­ликолепный дом или дорогое по­местье, а о том, чтобы у него была хорошая душа и благочестивое настроение, нисколько не забо­тятся. Это и расстраивает всю вселенную, — то, что мы нерадим о своих детях, заботимся об их богатстве, а душой их прене­брегаем, допуская крайне безум­ное дело. Хотя бы велики и дра­гоценны были богатства, но если человек не способен распоряжаться ими добродетельно, то все погибнет и исчезнет вместе с ним и причинит владельцу крайний вред, а если душа его будет бла­городна и любомудра, то хотя бы у него не было собрано ничего, он будет в состоянии свободно рас­поряжаться имуществом всех, итак, нужно смотреть не на то, чтобы сделать детей богатыми серебром и золотом и тому подоб­ным, но чтобы они были богатее всех благочестием, любомудри­ем и другими добродетелями, чтобы они не нуждались во мно­гом, чтобы не увлекались житей­скими предметами и пожелани­ями. Нужно тщательно смотреть и за входами их и выходами, и за поведением и знакомствами, в той уверенности, что за небре­жение об этом мы не получим прощения от Бога. Если мы от­дадим отчет в попечении о дру­гих, так как никто, говорит апо­стол, не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор. 10, 24); — но не тем ли более в попечении о детях? Не поселил ли Я, скажет Бог, сына твоего с тобой с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в твои руки всю власть над ним? В нежном возрасте об­разовывать его и настраивать повелел Я, какое же ты можешь иметь оправдание, если прене­брегаешь его неповиновением? Что скажешь ты? То ли, что он необуздан и упрям? Но это над­лежало предвидеть вначале, ког­да он был способен к обузданию и весьма молод, и обуздывать его тщательно, приучать к должно­му, исправлять, наказывать ду­шевные болезни его. Когда воз­делывание более удобно, тогда и нужно исторгать терние, когда при нежности возраста оно лег­че может быть вырвано, когда страсти, составленные в прене­брежении и возросшие, не сде­лались неудобоисправимыми. Потому и говорит премудрый: с    юности нагибай шею их (Сир. 7, 25), когда воспитание может быть удобнее. И не только Бог повелевает, но и Сам содейству­ет тебе в этом деле. Как и каким образом? Кто злословит отца своего, или свою мать, говорит Он, того должно предать смер­ти (Исх. 21, 17). Видишь, какой внушил Он детям страх? Каким оградил опасением? Как сделал твою власть сильной? Какое же можем мы сказать оправдание, если Он сам не щадит даже их жизни, когда они оскорбляют нас, а мы даже не хотим выра­зить им неудовольствия, когда они оскорбляют Бога?.. Ты ви­дишь, что он оскорбляет Созда­теля, и не негодуешь, и не устра­шаешь, и не наказываешь, при­том зная, что Бог запретил это не потому, будто бы Ему был какой-нибудь вред от оскорбле­ния, — так как Божество недо­ступно для вреда, — но для спа­сения его же самого? Ибо кто неблагодарен и бесчувствен по отношению к Богу, тот гораздо более неистовым может быть в отношении к родителю и к соб­ственной своей душе.

...Дети, хорошо настроенные в отношении к Богу, будут чест­ными и отличными и в отноше­нии к настоящей жизни. Чело­века, живущего добродетельно и скромно, все уважают и почита­ют, хотя бы он был беднее всех, а порочного и развратного все от­вращаются и ненавидят, хотя бы он владел великим богатством. И не только от других людей та­кой сын будет пользоваться ува­жением, но и для тебя — роди­теля — будет более любезным, представляя кроме природы еще другое, не меньшее побуждение к любви — добродетель; и не толь­ко более любезным, но и более полезным для тебя, угождая те­бе, услуживая, поддерживая в старости. Как неблагодарные в отношении к Богу презирают и родителей, так благоговейные перед Создателем оказывают и родителям великое почтение... Что действительно нерадящие о детях, хотя бы они во всем дру­гом были исправны и умеренны, за этот грех подвергнутся край­нему наказанию, в доказатель­ство я расскажу тебе одно древ­нее событие. У иудеев был один священник, во всем прочем ис­правный и умеренный, по име­ни Илий. У этого Илия были два сына, предававшиеся крайнему нечестию. Он не удерживал и не останавливал их, или лучше, хо­тя и удерживал и останавливал, но не с надлежащей тщательно­стью и силой. Тогда как следо­вало сечь их, выгонять их из оте­ческого дома, употреблять все способы исправления, он толь­ко увещевал и советовал, говоря так: нет, дети мои... не делайте так, ибо не хороша молва, ко­торую я слышу (1 Цар. 2, 24). Что говоришь ты? Они оскорбили Господа, а ты называешь их ча­дами? Они не признают Созда­теля, а ты признаешь родство с ними? Потому и говорится, что он не вразумлял их, ибо вразум­ление состоит в том, если мы не просто советуем, но если нано­сим рану сильную, решительную и такую, какой требует болез­ненная гнилость. Недостаточно только сказать или предложить увещание, но надо внушить и ве­ликий страх, чтобы пресечь бес­печность юности. Итак, когда он хотя увещевал, но не вразумлял, как должно было, Бог предал их врагам, во время сражения они пали, и сам он, не перенеся вес­ти об этом, упав, разбился и умер. Видишь ли, как справедливо я сказал, что отцы бывают и де­тоубийцами, не принимая силь­ных мер в отношении к беспеч­ным детям своим и не требуя от них благоговения к Богу? Таким образом Илий сделался дето­убийцей. Ибо хотя сыновей его умертвили враги, но виновником убийства был он, лишивший их помощи Божией своим нераде­нием о них и оставивший их без­защитными и открытыми для желающих умертвить их. И не только их, но вместе с ними он погубил и себя самого.

...Прошу и умоляю иметь ве­ликое попечение о своих детях и постоянно заботиться о спасе­нии души их. Ты — учитель все­го дома, и тебе Бог непрестанно представляет и жену и сыновей... Представляй, что у тебя в доме золотые статуи — дети, каждый день исправляй и осматривай их тщательно, и всеми мерами украшай и устрояй их душу, под­ражай блаженному Иову, кото­рый, опасаясь даже за мыслен­ные грехи их, приносил за них жертвы и великое имел о них попечение (Иов 1, 5) (6).

 

Hosted by uCoz