ВОСПИТАНИЕ часть 2 |
|
по творениям
святителя Иоанна Златоустого
( |
|
* * * |
Нельзя сказать и того, будто у Него немного
попечения об этом деле: нет, Он имеет великое промышление
о воспитании детей. Для того Он и вложил такое влечение в природу
родителей, чтобы поставить их как бы в неизбежную необходимость заботиться
о детях. А впоследствии в своих изречениях Он преподал нам и законы
касательно попечения о них и, учреждая праздники, повелел объяснять детям
причину их. Так, сказав о Пасхе, Он присовокупил: и объяви в день тот
сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь (Бог) сделал со мною, когда
я вышел из Египта (Исх. 13,8). То •KG
самое и в законе, потому что, сказав о перворожденных, опять присовокупляет: и
когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою
крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства, ибо
когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в
земле Египетской... (Исх. 13, 14-15). Всем этим он внушает вести детей к
богопознанию. И самим детям он заповедует многое
относительно их родителей, награждая послушных, а неблагодарных наказывая,
и таким образом делая их еще более любезными для родителей (2). |
|
* * * |
Дабы родители, получив повеление воспитывать детей, не
пренебрегали Его повелениями, Он присоединил естественную необходимость. А
чтобы эта связь не была ослабляема оскорблениями со стороны детей и не расторглась, Он оградил ее наказаниями и от Себя и от
самих родителей, таким образом и детей весьма строго
подчиняя [родителям], и в родителях возбуждая любовь [к детям]... Он не
только детей злых в отношении к родителям наказывает, а к
добрым благоволит, но точно так же поступает и с родителями, тяжко наказывая
нерадящих о детях, а попечительных удостаивая
почестей и похвал (2). |
|
* * * |
Горе, сказано [в Писании], вам, смеющиеся ныне (Лк. 6, 25), — а
вы подаете детям множество поводов к смеху. Горе вам, богатые (Лк. 6,
24), — а вы предпринимаете все меры, чтобы они разбогатели. Горе вам,
когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6, 26), — а вы часто
тратите целые имущества для людской славы. Еще: поносящий брата своего подлежит
геенне огненной (Мф. 5, 22), — а вы считаете
слабыми и трусливыми тех, кто молчаливо переносит обиды от других. Христос
повелевает воздерживаться от ссоры и тяжбы, а вы постоянно занимаете детей
этими злыми делами. Он повелел во многих случаях вырывать око, если оно
причиняет вред (см.: Мф. 5,29), а вы с теми особенно
и вступаете в дружбу, кто может дать денег, хотя бы учил крайнему разврату.
Он не позволил отвергать жену, кроме одной только вины — прелюбодеяния
(см.: Мф. 5, 32), а вы, когда можно получить
деньги, позволяете пренебрегать и этой заповедью. Клятву Он запретил совершенно
(см. Мф. 5, 34), а вы даже смеетесь, когда видите,
что это соблюдается. Любящий душу свою, говорит [Господь], погубит
ее (Ин. 12, 25), а вы всячески вовлекаете их в эту любовь. Если не
будете, говорит Он, прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не
простит вам согрешений ваших (Мф. 6,15), а вы
даже укоряете детей, когда они не хотят мстить обидевшим и стараетесь скорее
доставить им возможность сделать это. Христос сказал, что любящие славу,
постятся ли, молятся ли, подают ли милостыню, все это делают без пользы
(см.: Мф. 6,1), а вы всячески стараетесь, чтобы ваши
дети достигли ее. Но для чего перечислять все, если уже и сказанные пороки,
не только все вместе, но и каждый сам по себе, достаточны для приготовления
тысячи геенн? А вы, собрав их все вместе и возложив [на детей] эту
невыносимую тяжесть грехов, с ней ведете их в огненную реку; как же они
могут спастись, принося столько пищи для огня? И не только то ужасно, что вы
внушаете противное заповедям Христовым, но и то еще, что прикрываете
порочность благозвучными наименованиями, называя постоянное пребывание на
конских ристалищах и в театрах светскостью, обладание богатством свободой,
славолюбие великодушием, дерзость откровенностью, расточительность человеколюбием,
несправедливость мужеством: Потом, как будто мало этого обмана, вы и добродетели
называете противоположными наименованиями: скромность неучтивостью,
кротость трусостью, справедливость слабостью, смирение раболепством,
незлобие бессилием, как будто опасаясь, чтобы дети, услышав от других
истинное название этих [добродетелей и пороков], не удалились от заразы. Ибо название пороков прямыми и подлинными их наименованиями
немало способствует к отвращению от них: оно может так сильно поражать
грешников, что часто многие, отличающиеся бесчестнейшими
делами, не переносят равнодушно, когда их называют тем, что они есть на самом
деле, но приходят в сильный гнев и зверское раздражение, как будто терпят
что-нибудь ужасное (2). |
|
* * * |
Часто многие из отцов делают все и принимают все меры, чтобы у
сына был хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы
у него была хорошая душа и благочестивое настроение, нисколько не заботятся.
Это и расстраивает всю вселенную, — то, что мы нерадим
о своих детях, заботимся об их богатстве, а душой их пренебрегаем, допуская
крайне безумное дело. Хотя бы велики и драгоценны были
богатства, но если человек не способен распоряжаться ими добродетельно, то
все погибнет и исчезнет вместе с ним и причинит владельцу крайний вред, а
если душа его будет благородна и любомудра, то хотя бы у него не было
собрано ничего, он будет в состоянии свободно распоряжаться имуществом всех,
итак, нужно смотреть не на то, чтобы сделать детей богатыми серебром и
золотом и тому подобным, но чтобы они были богатее всех благочестием,
любомудрием и другими добродетелями, чтобы они не нуждались во многом,
чтобы не увлекались житейскими предметами и пожеланиями. Нужно тщательно
смотреть и за входами их и выходами, и за поведением и знакомствами, в той
уверенности, что за небрежение об этом мы не получим прощения от Бога. Если
мы отдадим отчет в попечении о других, так как никто, говорит апостол,
не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор.
10, 24); — но не тем ли более в попечении о детях? Не поселил ли Я, скажет
Бог, сына твоего с тобой с самого начала? Не приставил ли тебя к нему
учителем, руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в твои руки
всю власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и настраивать повелел
Я, какое же ты можешь иметь оправдание, если пренебрегаешь его
неповиновением? Что скажешь ты? То ли, что он необуздан и упрям? Но это надлежало предвидеть вначале, когда он был способен к
обузданию и весьма молод, и обуздывать его тщательно, приучать к должному,
исправлять, наказывать душевные болезни его. Когда возделывание
более удобно, тогда и нужно исторгать терние, когда при нежности возраста оно
легче может быть вырвано, когда страсти, составленные в пренебрежении и
возросшие, не сделались неудобоисправимыми. Потому
и говорит премудрый: с юности нагибай шею их (Сир. 7, 25),
когда воспитание может быть удобнее. И не только Бог повелевает, но и Сам содействует тебе в этом деле. Как и каким образом? Кто
злословит отца своего, или свою мать, говорит Он, того должно предать
смерти (Исх. 21, 17). Видишь, какой внушил Он детям страх? Каким оградил
опасением? Как сделал твою власть сильной? Какое же можем мы сказать
оправдание, если Он сам не щадит даже их жизни, когда они оскорбляют нас, а
мы даже не хотим выразить им неудовольствия, когда они оскорбляют Бога?.. Ты
видишь, что он оскорбляет Создателя, и не негодуешь, и не устрашаешь, и не
наказываешь, притом зная, что Бог запретил это не потому, будто бы Ему был
какой-нибудь вред от оскорбления, — так как Божество недоступно для вреда,
— но для спасения его же самого? Ибо кто неблагодарен и бесчувствен по
отношению к Богу, тот гораздо более неистовым может
быть в отношении к родителю и к собственной своей душе. |
...Дети, хорошо настроенные в отношении к Богу, будут честными
и отличными и в отношении к настоящей жизни. Человека, живущего
добродетельно и скромно, все уважают и почитают, хотя бы он был беднее всех,
а порочного и развратного все отвращаются и ненавидят, хотя бы он владел
великим богатством. И не только от других людей такой сын будет пользоваться
уважением, но и для тебя — родителя — будет более любезным, представляя
кроме природы еще другое, не меньшее побуждение к любви — добродетель; и не
только более любезным, но и более полезным для тебя, угождая тебе,
услуживая, поддерживая в старости. Как неблагодарные
в отношении к Богу презирают и родителей, так благоговейные перед Создателем
оказывают и родителям великое почтение... Что действительно нерадящие о детях, хотя бы они во всем другом были
исправны и умеренны, за этот грех подвергнутся крайнему наказанию, в
доказательство я расскажу тебе одно древнее событие. У иудеев был один
священник, во всем прочем исправный и умеренный, по имени Илий. У этого
Илия были два сына, предававшиеся крайнему нечестию. Он не удерживал и не
останавливал их, или лучше, хотя и удерживал и останавливал, но не с
надлежащей тщательностью и силой. Тогда как следовало сечь их, выгонять их
из отеческого дома, употреблять все способы исправления, он только увещевал
и советовал, говоря так: нет, дети мои... не делайте так, ибо не хороша
молва, которую я слышу (1 Цар. 2, 24). Что
говоришь ты? Они оскорбили Господа, а ты называешь их чадами? Они не
признают Создателя, а ты признаешь родство с ними? Потому и говорится, что
он не вразумлял их, ибо вразумление состоит в том, если мы не просто
советуем, но если наносим рану сильную, решительную и такую, какой требует
болезненная гнилость. Недостаточно только сказать или предложить увещание,
но надо внушить и великий страх, чтобы пресечь беспечность юности. Итак,
когда он хотя увещевал, но не вразумлял, как должно было, Бог предал их
врагам, во время сражения они пали, и сам он, не перенеся вести об этом,
упав, разбился и умер. Видишь ли, как справедливо я сказал, что отцы бывают и
детоубийцами, не принимая сильных мер в отношении к беспечным детям своим
и не требуя от них благоговения к Богу? Таким образом
Илий сделался детоубийцей. Ибо хотя сыновей его умертвили враги, но
виновником убийства был он, лишивший их помощи Божией
своим нерадением о них и оставивший их беззащитными и открытыми для
желающих умертвить их. И не только их, но вместе с ними он погубил и себя
самого. |
...Прошу и умоляю иметь великое попечение о своих детях и
постоянно заботиться о спасении души их. Ты — учитель всего дома, и тебе
Бог непрестанно представляет и жену и сыновей... Представляй, что у тебя в
доме золотые статуи — дети, каждый день исправляй и осматривай их тщательно,
и всеми мерами украшай и устрояй их душу, подражай
блаженному Иову, который, опасаясь даже за мысленные грехи их, приносил за
них жертвы и великое имел о них попечение (Иов 1, 5) (6). |