ВОСПИТАНИЕ часть
1 |
|
по творениям
святителя Иоанна Златоустого
( |
|
* * * |
|
Если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно
было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний, ни мучений и публичных
убийств. Закон, говорит апостол, положен не для праведника (1
Тим. 1, 9). Но так как мы не заботимся о них, то и подвергаем их великим
бедствиям, и предаем в руки палачей, и часто ввергаем в пропасть. Поблажающий сыну своему будет
перевязывать раны его (Сир. 30,7). Что значит поблажающий!
Милующий, жалеющий, услуживающий чрезмерно. А он имеет нужду в
строгости, наблюдении и страхе. Говорю это не с тем, чтобы мы были жестокими
к детям, но чтобы мы не казались им презренными. Если жена должна бояться
мужа, то гораздо более сын — отца. Не говори мне, что невозможно обуздать
юность. Если Павел требует этого от вдовой женщины, то гораздо больше от
мужей... Но все пороки происходят от нашей беспечности, оттого что мы не с
самого начала и не с раннего возраста руководим детей к благочестию. О том,
чтобы они получили внешнее образование, мы заботимся, тратим деньги, просим
друзей и много ходим туда и сюда. О том же, чтобы они были угодны Царю
Ангелов — не оказываем никакого попечения. На зрелища ходить мы часто им
позволяем, а в Церковь — не заставляем никогда; если же однажды или дважды
дитя придет туда, то остается там напрасно, без пользы и для забавы. Нет, не
так должно быть. Как, посылая в училище, мы требуем от них отчета в науках,
так и в церковь посылая или, лучше, приводя их, ибо
не другим вверять их, но самим с ними надобно приходить сюда и требовать,
чтобы они помнили слышанное и преподаваемое здесь. Таким образом
для нас было бы легко и удобно исправление детей. Если бы и дома они постоянно
слышали от нас беседы о любомудрии и советы о том,
что должно делать, и здешнее присоединилось бы у них к тамошнему, тогда
скоро они явили бы нам зрелые плоды добрых семян... Однако, зная это, мы о маловажном много заботимся, а на важнейшее не хотим
обратить внимания... Следовало бы [видя согрешающего сына] сокрушаться и
плакать, или лучше не плакать только, но и удерживать, обуздывать,
советовать, убеждать, устрашать, укорять, прогонять эту болезнь всеми способами
врачевания и подражать той вдове, о которой говорил Павел: если она
воспитала детей (1 Тим. 5, 10). Ибо не к ней только, но и ко всем он
обращает эти слова и всех увещевает так: воспитывайте детей в
учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4). Это
первое и величайшее из благ(1). |
|
* * * |
Излишне было бы убеждать вас к внимательному слушанию Слова, а
нужно только внушить вам, чтобы вы всегда сохраняли в себе такое усердие и не
только бы здесь его показывали, но чтобы и дома находясь, муж с женой, отец
с детьми беседовали об этом... Никто не говори мне, что нам не нужно занимать
этим детей. Не только должно этим занимать, но об этом только одном и
надобно бы вам заботиться. Однако, ради немощи вашей, я уже не говорю этого,
я не отвожу детей от посторонних занятий, так же как и вас не отвлекаю от общественных
дел. Я считаю только справедливым, чтобы из семи дней один посвящен был общему
нашему Господу... Ибо как это несообразно — рабам своим приказывать, чтобы
они все время служили нам, а нам самим не уделить и малейшего времени для Господа,
и притом тогда как наше служение не приносит Ему
ничего (ибо Бог ни в чем не нуждается), и только нам же самим обращается в
пользу! Когда вы водите детей на зрелища, то не находите препятствия к этому
ни в науках, ни в другом чем-нибудь. А когда надобно собрать и получить
какую-нибудь духовную пользу, вы это дело называете бездельным. Как же вы
не прогневаете Бога, когда во всем другом упражняете своих детей и на то
находите время, а занимать их делом Божиим
считаете тягостным и неблаговременным для детей. Нет, не так, братия! Этот-то
возраст преимущественно и нуждается в таких уроках. Возраст нежный, — он
скоро усвояет себе то, что ему говорят, и как
печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между
тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку или к добродетели.
Поэтому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии
отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это
уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по
своему произволу будут уклоняться к худшему, потому что навык будет
привлекать их к делам добрым. Тогда и для нас они будут достопочтеннее самих стариков, и для гражданских дел
будут полезнее, обнаруживая в юности свойства старцев (1). |
|
* * * |
Наставляйте детей своих в наставлении и поучении Господнем с
великим тщанием. Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках,
учителях, руководителях, надсмотрщиках, воспитателях. И только при таких условиях возможно обуздать ее. Что конь необузданный, что
зверь неукротимый, то же самое есть и юность. Поэтому если вначале и с
первого возраста поставим для нее надлежащие пределы, то впоследствии не
будем иметь нужды в великих усилиях. Напротив, потом привычка обратится для
них в закон. Не позволим им делать того, что приятно и вместе вредно, не будем
угождать им, потому что они дети, но преимущественно будем их сохранять в
целомудрии... Нам вверен важный залог — дети. Будем поэтому заботиться о них
и употребим все меры, чтобы лукавый не похитил их у нас. Между тем теперь у
нас все происходит наоборот... И погонщика ослов и мулов, и надзирателя, и
поверенного мы отыскиваем самого искусного, но на то, что для нас всего
дороже, именно на то, чтобы поручить сына человеку, который бы мог сохранить
его в целомудрии, не обращаем внимания, несмотря на то
что это стяжание ценнее всех прочих и ради него приходят остальные блага. Об
имуществе для них [детей] мы заботимся, а о них самих — нет. Видишь, какое
безумие овладело нами? Прежде образуй душу сына твоего, а стяжания он уже
после получит. Если душа у него нехороша, то он не будет иметь ни малейшей
пользы от денег, и наоборот, если ей дано правильное образование, то
бедность нисколько не повредит ему. Хочешь ли оставить его богатым? Научи
его быть добродетельным. Ибо таким образом он может
и состояние умножить, если же и не умножит, то, по крайней мере, он ничем не
будет хуже людей зажиточных. Между тем, ежели он будет злой, то хотя бы ему
были оставлены тобой бесчисленные сокровища, ты не оставил хранителя им, а
сделал его несчастнее тех, которые впали в самую крайнюю бедность. Ибо для
детей, не получивших правильного образования, бедность лучше богатства,
потому что первая, даже помимо их воли, удерживает их в пределах добродетели,
между тем последнее, хотя бы даже кто и желал этого, не позволяет вести жизни
целомудренной, но увлекает, ниспровергает и вводит в бесчисленное множество
преступлений. Вы, матери, больше всего смотрите за дочерьми: попечение это
для вас не трудно. Наблюдайте за тем, чтобы они сидели дома, а прежде всего учите их быть благочестивыми, скромными,
презирать деньги и не слишком заботиться о нарядах (1). |
|
* * * |
Нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия...
Был у иудеев один священник, человек скромный и кроткий, имя ему было Илий.
Этот Илий делается отцом двух сыновей. Видя, что они предаются нечестию, он
не удерживал их и не останавливал, или вернее — он удерживал и останавливал,
но делал это не с надлежащим усердием. А проступки этих сыновей состояли в
любодеянии и чревоугодии. Они, говорится [в Писании], ели священные мяса
прежде их освящения, прежде возношения жертвы Богу (см.: 1 Цар. 2, 15-16). Слыша об этом, отец не наказывал их, а пытался
словом и убеждением отклонить их от этого нечестия и постоянно говорил им
такие слова: Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу о вас, не
делайте так, ибо не хороша молва, которую я слышу; вы развращаете народ
Господень; если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу;
если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем (1 Цар. 2, 24-25)? Очень сильные и поразительные слова,
достаточные для вразумления того, у кого есть ум! Он выставлял на вид грех,
показывал его ужас, объявлял и угрожающее за него тяжкое и страшное
осуждение; однако же, так как не все сделал, что следовало, то и сам погиб
вместе с ними. Следовало бы и усилить угрозы, и
прогнать их с глаз своих, и наказать бичами, и быть гораздо более строгим и
суровым. А так как он ничего этого не сделал, то разгневал Бога и против себя
и против них, и, оказав неуместное снисхождение к своим детям, вместе с
детьми погубил и свое спасение... Что же Он говорит Самуилу? (Илий) знал,
как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их (1
Цар. 3,13); не то, чтобы не вразумлял: он и вразумлял,
но Бог говорит, что это еще не вразумление, и отверг его, потому что оно было
без силы и настойчивости. Так, если и мы хоть печемся о детях, но не столько,
сколько нужно, то и наше попечение не есть попечение, как и Илиево
вразумление. Сказав о преступлении, [Господь] с великим гневом налагает и наказание: клянусь
дому Илии, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями
хлебными вовек (1 Цар. 3,14). Видишь, какое сильное негодование и
наказание без надежды на пощаду?
Неизбежно, говорит, должно ему
погибнуть, и не только ему и сыновьям
его, но вместе с ним и всему дому, и
не будет никакого врачества, которое
бы исцелило эту рану. Между тем Бог ни за что другое, кроме беспечности о
детях, не мог тогда винить этого
старца, дивного во всем другом, которого
все любомудрие можно видеть не
только из других, но и из обстоятельств угрожавшего ему несчастья. Так,
во-первых, когда он услышал обо всем этом и увидел себя на пути к крайнему
наказанию, то не стал роптать и негодовать, не сказал ничего такого, что
обыкновенно говорят люди: «Разве я властен в чужой воле? За свои грехи я
должен нести наказание, а дети сами в возрасте, сами только и должны бы быть
наказаны». Ничего такого он и не сказал, и не подумал, но, как
благонамеренный раб, только то и знающий, чтобы благодушно переносить все от
господина, хотя бы и неприятное, произнес такие, преисполненные любомудрия,
слова: Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит (1 Цар. 3, 18>7.. Если
же священника, — престарелого, знаменитого, двадцать лет безукоризненно
начальствовавшего над еврейским народом, жившего во времена, не требовавшие
великой строгости, ни одно из этих обстоятельств не могло извинить, но он
погиб ужасно и бедственно за то, что не заботился о детях с полным
вниманием, и грех этой слабости, как сильная и великая
волна, превысил все прочее и закрыл
все добрые дела его, то какое
осуждение |
постигнет
нас, которые живем во
времена, требующие гораздо |
большего любомудрия,
но не имеем и его добродетели, и не только сами не имеем попечения о детях, но и против желающих делать
это строим козни и восстаем, и относимся к детям своим хуже всякого варвара?..
Ибо жестокость варваров
доводит только до рабства, до
опустошения и пленения отечества, и вообще до бедствий телесных, а вы порабощаете саму душу и, связав ее,
как какую-нибудь пленницу, передаете таким образом
лукавым и свирепым демонам, их страстям. Именно это, а не другое что делаете
вы, когда и сами не внушаете [детям] ничего духовного, и другим делать это
не позволяете. Пусть никто не говорит мне, что многие, больше Илия нерадевшие о своих детях, не потерпели ничего такого, что
Илий: нет, многократно терпели, и многие, и более того тяжко, и за такой же
грех. Ибо откуда преждевременные смерти? Откуда тяжкие и продолжительные
болезни и у нас, и у наших детей? Откуда потери, откуда несчастья, откуда
огорчения, откуда бесчисленное множество зол? Не от небрежения ли о порочных
детях? Что это не вымысел, достаточно могут свидетельствовать и бедствия
этого старца, но я скажу вам еще слово об этом одного из наших мудрецов. Он,
рассуждая о детях, говорит так: не желай множества негодных детей и не
радуйся о сыновьях нечестивых. Когда они умножаются, не радуйся о них, если
нет в них страха Господня. Не надейся на их жизнь и не опирайся на их множество
(Сир. 16, 1), ты зарыдаешь плачем преждевременным, и неожиданно узнаешь о их погибели (2). |