Как заботиться о детях

 

Христос Воскресе!

Прошу извинения, что до сих пор не ответил вам. Застигла вода, и вот мы только на днях получили сво­боду. И берусь отписать вам. Снедает вас забота о де­тях... и их семейном быте, а совесть претит. Если со­весть претит, то, значит, дело уж чересчур. И надо его умалить. Положите себе, во-первых, не пытать, что им нужно, а когда узнаете без пытания, тогда что важно и трудно, за то беритесь, а что мало и легко, то и сами справят. Так понемножку и отвыкнете. Без забот и по­печений как прожить? Не все в меру, а главное, с пре­данием себя в волю Божию. Вы все сами хотите устро­ить детей, а Богу ничего не предоставляете. А на деле надо все Богу отдать, не прекращая, конечно, и своего попечения, но не придавая ему и слишком много зна­чения. Если Бог не благословит детей, то что вы одни сделаете? Да не станет ли Бог смотреть на них равно­душно по причине ваших забот? И выйдет, что вы хло­потами ничего не сделаете прочного и Бог не станет делать для них из-за вас. Вместо добра выйдет худо. Уверьтесь в этом и этим уверяйте свою заботливость. Это враг вас мутит. Со всякою немощию душевною следует тотчас обращаться с молитвой к Господу, про­ся Его исцелить. Затем, употребляя и от вас зависящие средства и собственные усилия, ждите помощь свыше, и Господь в Свой час пошлет помощь и исцелит. Без Господа никакое добро не укореняется в сердце.

Раздражительность, гнев, нетерпение, суетливость — конечно, все это не добрые чада. Но хорошо уже то, что сознаете их недобротность. Поищите родителей их и придушите. Тогда чада сами собою пропадут. По­дсмотрите, нет ли у вас самочувствия, то есть чувства _своего значения, или, отрицательно, отсутствия чув­ства, что вы ничто. Это самое сокровенное чувство, но оно всем ворочает в жизни. От него первое требование, чтобы все было по-нашему, и коль скоро этого не бывает, то на Бога ропщем, а на людей серчаем. От него же уверенность, что все сами можем сделать и ус­троить, пустивши в ход придуманные средства, ожида­ем, что все так и будет, как придумали. Оттого, что Дело начинаете без усердной молитвы, и продолжаете тоже, и кончаете опять ропотом, если что не по-наше­му, и чувство самодовольства — если по-нашему. Бога

во всем этом помышляете яко стороннее, а не действу­ющее лицо. Так вот присмотритесь, нет ли сего и, если есть хоть не в большой мере, позаботьтесь восстанем"" вить чувство ничтожества своего во всех отношениях" И всегда Господа о том молите.

И обще углубите убеждение и чувство, что Господь все устрояет и во внешней и во внутренней жизни.

Ничто существенно доброе не укореняется в нас без Него. Если так, то предать Ему себя следует. Не пре­кращать, однако, и своих трудов и усилий, только упо­вания на них не полагать и ничего от них не ожидать, если Бог не благословит их.

Спасайтесь!

Благослови вас Господи!

Ваш богомолец епископ Феофан. Апрель 1882 года

 

Hosted by uCoz