Как учить детей вере и готовить их к исповеди?

 

Простите, что доселе не отвечал на письмо ваше, полученное мною 4 ноября. Все, что вы объясняете в нем, принял я с искренним сердечным участием, и все это время помнил, что вы ждете от меня ответа, и же­лал написать вам, но не мог этого исполнить; потому что при немощи телесной до крайности отяго1ДеН был недосугом, особенно от посетителей.

Пишете, что замечаете в сыне вашем сухость или мало чувства и другие недостатки. Но в детстве вооб­ще не у многих бывает истинное, настоящее чувство: а большей частию оно проявляется в более зрелом воз­расте, уже тогда, когда человек более начнет понимать и кое-что испытает в жизни. Притом, избыток внутрен­него чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других; а недостаток чув­ства и сухость невольно смиряют человека, когда он станет понимать это. Потому, много не огорчайтесь тем, что замечаете в сыне вашем этот недостаток; со временем, может быть, и в нем неизбежные в жизни испытания пробудят должное чувство; а только поза­ботьтесь о том, чтобы передавать ему по возможности обо всем здравые понятия, согласно учению Право­славной Церкви. Пишете, что до сих пор сами занима­лись с ним и прошли с ним священную историю Вет­хого Завета; и спрашиваете, как и чему его учить и кого избрать для этого? Прошедши с ним Ветхий Завет, вам самим должно кончить это дело, то есть перейти к Новому Завету;  а потом уже  начать катехизическое учение. Вы боитесь, что сухость Катехизиса не приба­вит ему теплоты. Катехизис никому не прибавляет теп­лоты, а довольно того, чтобы дети имели правильные понятия о догматах и других предметах Православной Церкви.   Если  желаете,   чтобы   православное  учение Действовало и на сердце сына вашего, то читайте с ним «Православное Исповедание» и «Училище Благо­честия», а законоучитель пусть обучает его по Катехи­зису, принятому в учебных заведениях. Что касается до выбора учителя, то я, не зная никого из московского Духовенства, вам ни на кого не могу указать; а помнится нам, что батюшка отец Макарий кому-то советовал выбрать в законоучителя для детей младшего возраста не священника, а диакона: это проще, а потому бывает удачнее; московские диаконы — все кончившие курс в семинарии и Катехизис хорошо знают. Если желаете, можете выбрать для своего сына какого-либо диакона с свидетельствованной нравственностью и благочес­тием, который хотя и не магистр, но из кончивших курс семинарии. Вы затрудняетесь выбором и назначе­нием духовника. Чтобы своего духовника не огорчить, только наперед сами объясните ему все то, что нахо­дите нужным и полезным для вашего сына, с прибав­лением прошения исполнить это, так как, по вашему сознанию, священная обстановка при исповеди для ребенка нужна, хотя для понимающего она особенно­го значения не имеет.

Перед исповедью и сами вы займитесь вашим сы­ном и приготовьте его к этому таинству как сумеете. Заставьте его перед исповедью прочесть заповеди с объяснением. Касательно исправления его недостат­ков вообще, можете ему говорить иногда полушутли­вым тоном: «Ты ведь молодой князь; чрез такие по­ступки не ударяй себя лицом в грязь». Пишете, что вы глубоко уверены, что нет для человека иного источни­ка благополучия на земле и вечного блаженства на небе, кроме Церкви Христовой, и что все вне оной — ничто, и желали бы передать это убеждение детям сво­им, чтобы оно было как бы сокровенной их жизнью; но вам кажется, что не имеете призвания учить и не можете говорить с должной силой убеждения об этом великом предмете. Как мать чадолюбивая, сами пере­давайте сведения об этих предметах вашим детям как умеете. Вас в этом заменить никто не может, потому что другим вы должны бы еще растолковать ваши по­нятия и желания, и притом другие не знают ваших детей и их душевное расположение и потребности; и притом слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери на сер­дце. Если же вам кажется, что сын ваш многое знает, многое понимает, но мало чувствует, то, повторяю, не огорчайтесь и этим. А молитесь о сем Богу, да устроит полезное о сыне вашем, яко же весть.

Вы пишете, что у него прекрасная память; пользуй­тесь и этиму Передавайте ему, кроме наставлений, ду­шеполезные повести и по времени спрашивайте его, чтобы он вам повторял, как помнит и понимает. Все, что он от вас услышит, будет сперва храниться в его памяти и уме, а потом, с помощью Божией, при со­действии опытов в жизни может перейти в чувство. Вы жалуетесь, что мать отвлекает вас от занятий с сыном. Можете объяснить ей прямо, что польза сына требует, чтобы вы с ним занимались; а она, как разум­ная бабушка, конечно, в этом должна снизойти вам без огорчения.

Повторяю: призывая Божию помощь, действуйте касательно сказанного как умеете, как вас вразумит Господь и как можете, — ничтоже сумняся и ничтоже бояся.

(Без даты)

 

Hosted by uCoz