Как учить детей вере и готовить их к исповеди? |
|
Простите, что доселе не отвечал на письмо ваше, полученное мною
4 ноября. Все, что вы объясняете в нем, принял я с искренним сердечным участием,
и все это время помнил, что вы ждете от меня ответа, и желал написать вам,
но не мог этого исполнить; потому что при немощи телесной до крайности
отяго1ДеН был недосугом, особенно от посетителей. |
Пишете, что замечаете в сыне вашем сухость или мало чувства и
другие недостатки. Но в детстве вообще не у многих бывает истинное,
настоящее чувство: а большей частию оно проявляется
в более зрелом возрасте, уже тогда, когда человек более начнет понимать и
кое-что испытает в жизни. Притом, избыток внутреннего чувства незаметно
служит поводом к тайному возношению и осуждению других; а недостаток чувства
и сухость невольно смиряют человека, когда он станет понимать это. Потому,
много не огорчайтесь тем, что замечаете в сыне вашем этот недостаток; со временем,
может быть, и в нем неизбежные в жизни испытания пробудят должное чувство; а
только позаботьтесь о том, чтобы передавать ему по возможности обо всем
здравые понятия, согласно учению Православной Церкви. Пишете, что до сих пор
сами занимались с ним и прошли с ним священную историю Ветхого Завета; и
спрашиваете, как и чему его учить и кого избрать для этого? Прошедши с ним
Ветхий Завет, вам самим должно кончить это дело, то есть перейти к Новому
Завету; а потом уже начать катехизическое учение. Вы боитесь,
что сухость Катехизиса не прибавит ему теплоты. Катехизис никому не
прибавляет теплоты, а довольно того, чтобы дети имели правильные понятия о
догматах и других предметах Православной Церкви. Если
желаете, чтобы православное учение Действовало
и на сердце сына вашего, то читайте с ним «Православное Исповедание» и
«Училище Благочестия», а законоучитель пусть обучает его по Катехизису,
принятому в учебных заведениях. Что касается до выбора
учителя, то я, не зная никого из московского Духовенства, вам ни на кого не
могу указать; а помнится нам, что батюшка отец Макарий
кому-то советовал выбрать в законоучителя для детей младшего возраста не
священника, а диакона: это проще, а потому бывает удачнее; московские диаконы
— все кончившие курс в семинарии и Катехизис хорошо знают. Если
желаете, можете выбрать для своего сына какого-либо диакона с свидетельствованной нравственностью и благочестием,
который хотя и не магистр, но из кончивших курс семинарии. Вы затрудняетесь
выбором и назначением духовника. Чтобы своего духовника не огорчить, только
наперед сами объясните ему все то, что находите нужным и полезным для вашего
сына, с прибавлением прошения исполнить это, так как, по вашему сознанию, священная
обстановка при исповеди для ребенка нужна, хотя для понимающего она особенного
значения не имеет. |
Перед исповедью и сами вы займитесь вашим сыном и приготовьте
его к этому таинству как сумеете. Заставьте его перед исповедью прочесть
заповеди с объяснением. Касательно исправления его недостатков вообще,
можете ему говорить иногда полушутливым тоном: «Ты ведь молодой князь; чрез
такие поступки не ударяй себя лицом в грязь». Пишете, что вы глубоко
уверены, что нет для человека иного источника благополучия на земле и
вечного блаженства на небе, кроме Церкви Христовой, и что все вне оной —
ничто, и желали бы передать это убеждение детям своим, чтобы оно было как бы
сокровенной их жизнью; но вам кажется, что не имеете призвания учить и не
можете говорить с должной силой убеждения об этом великом предмете. Как мать
чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям как
умеете. Вас в этом заменить никто не может, потому что другим вы должны бы
еще растолковать ваши понятия и желания, и притом другие не знают ваших детей
и их душевное расположение и потребности; и притом слова матери более могут
действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других
действуют на ум, а наставления матери на сердце. Если же вам кажется, что
сын ваш многое знает, многое понимает, но мало чувствует, то, повторяю, не
огорчайтесь и этим. А молитесь о сем Богу, да устроит полезное
о сыне вашем, яко же весть. |
Вы пишете, что у него прекрасная память; пользуйтесь и этиму Передавайте
ему, кроме наставлений, душеполезные повести и по времени спрашивайте его,
чтобы он вам повторял, как помнит и понимает. Все, что он от вас услышит,
будет сперва храниться в его памяти и уме, а потом,
с помощью Божией, при содействии опытов в жизни
может перейти в чувство. Вы жалуетесь, что мать отвлекает вас от занятий с
сыном. Можете объяснить ей прямо, что польза сына требует, чтобы вы с ним
занимались; а она, как разумная бабушка, конечно, в этом должна снизойти вам
без огорчения. |
Повторяю: призывая Божию помощь,
действуйте касательно сказанного как умеете, как вас
вразумит Господь и как можете, — ничтоже сумняся и
ничтоже бояся. |
(Без даты) |