ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ |
|
Еще в Ветхом Завете сказано: сын ненаказанный — скорбь отцу и
печаль матери (см. Притч. 17, 25), т.е. сын, не наставленный в страхе Божием и законе Господнем. В настоящее время многие
родители детей своих учат многому, часто ненужному и неполезному, но нерадят о том, чтобы наставлять детей страху Божию и исполнению заповедей Божиих
и соблюдению постановлений Единой Соборной Апостольской Церкви, отчего дети
большей частью бывают непокорны и непочтительны к
родителям и для себя и для отечества непотребны, иногда и зловредны (2, ч.
2, с. 58). |
Вас тяготит забота, как дать детям вашим христианское воспитание,
и выражаете эту заботу так: «Всякий день на опыте вижу, что не имею
достаточно твердости к исполнению долга по совести, и чувствую себя весьма
неспособной сложить душу человека по образу и по подобию Божественного
учения». Последняя мысль выражена очень сильно и относится более к содействию
и к помощи Божией, а Для
вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать Детей своих
в страхе Божием, внушить им православное
понятие и благонамеренными набавлениями оградить
их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что вы благое посеете в душах
своих детей в их юности, то может после прозябнуть
в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и
современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего
христианского воспитания (2, ч. 1, с. 102). |
Пишете, что вы глубоко уверены, что нет для
человека иного источника благополучия на земле и вечного блаженства на небе,
кроме Церкви Христовой, и что все вне оной — ничто, и желали бы передать это
убеждение детям своим, чтобы оно было как бы сокровенной их жизнью, но вам
кажется, что не имеете призвания учить и не можете говорить с должной силою
убеждения об этом великом предмете. Как мать чадолюбивая, сами
передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом
заменить никто не может, потому что другим вы должны бы еще сперва растолковать ваши понятия и желания, и притом
другие не знают ваших детей и их душевное расположение и потребности, и
притом слова матери более могут действовать на них, нежели слово
постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления
матери на сердце. Если же вам кажется, что сын ваш многое знает, многое
понимает, но мало чувствует, то, повторяю, не огорчайтесь и этим. А молитесь
о сем Богу, да устроит полезное о сыне вашем, якоже весть (2, ч. 1, с. 111). |
Пишете: «Желала бы я, чтобы мы избегли с мужем того пагубного
разногласия в деле воспитания, которое я вижу почти во всех супружествах».
Да, вещь эта действительно премудреная! Но спорить об этом при детях, вы и
сами заметили, что неполезно. Поэтому в случае разногласия лучше или
уклоняйтесь и уходите, или показывайте, как будто не вслушались, но никак не
спорьте о своих разных взглядах при детях. Совет об этом и рассуждение
должны быть наедине и как можно похладно-кровнее
— чтобы было действительнее. Впрочем, если вы
успеете насадить в сердцах детей ваших страх Божий, тогда на них разные
человеческие причуды не могут так зловредно действовать (2, ч. 1, с.
103-104). |
Пишете, что замечаете в сыне вашем сухость или мало чувства и
другие недостатки. Но в детстве вообще не у многих бывает истинное,
настоящее чувство, а большей частью оно проявляется в более зрелом
возрасте, уже тогда, когда человек более начнет понимать и кое-что испытает
в жизни. Притом избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к
тайному возношению и осуждению других, а недостаток чувства и сухость
невольно смиряет человека, когда он станет понимать это. Потому много не
огорчайтесь тем, что замечаете в сыне вашем этот недостаток, со временем,
может быть, и в нем неизбежные в жизни испытания пробудят должное чувство,
а только позаботьтесь о том, чтобы передавать ему по возможности обо всем
здравые понятия, согласно учению Православной Церкви. Пишете, что до сих
пор сами занимались с ним и прошли с ним Священную историю Ветхого Завета, и
спрашиваете, как и чему его учить и кого избрать для этого? Пройдя с ним
Ветхий Завет, вам самим должно кончить это дело, то есть перейти к Новому
Завету, а потом уже начать катехизическое учение. Вы боитесь, что сухость
катехизиса не прибавит ему теплоты. Катехизис никому не прибавляет теплоты,
а довольно того, чтобы дети имели правильные понятия о догматах и других
предметах Православной Церкви (2,ч. 1,с. ПО). |
Вы затрудняетесь выбором и назначением духовника. Чтобы своего
духовника не огорчить, только наперед сами объясните ему все то, что находите
нужным и полезным для вашего сына, с прибавлением прошения исполнить это,
так как по вашему сознанию священная обстановка при исповеди для ребенка
нужна, хотя для понимающего она особенного значения не имеет. |
Перед исповедью и сами вы займитесь вашим сыном и приготовьте
его к этому Таинству, как сумеете. Заставьте его перед исповедью прочесть
заповеди с объяснением. Касательно исправления его недостатков вообще
можете ему говорить иногда полушутливым тоном: «Ты ведь молодой князь, через
такие поступки не ударяй себя лицом в грязь» (2, ч. 1, с. 111). |
Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по
сказанному от Самого Господа: Если не будете как
дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18,3).
А святой апостол Павел протолковал это так: Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1
Кор. 14, 20) (2,ч. 1, с. 196). |
Спрашиваешь, как приучать питомицу твою к серьезным занятиям,
но сама сознаешь трудность своего дела. Особенно мудрено советовать издали,
когда не знаешь, как будут приняты наши слова. Предложи сперва,
чтобы из дня сделали день и из ночи — ночь, а когда в этом будешь иметь
успех, тогда можно будет думать и о другом. И вообще, соображаясь с
обстоятельствами, делай, что можешь, призывая помощь Божию
и содействие свыше от Господа, Иже хощет всем спастися и в разум истины прийти. В благие минуты можешь
сказать питомице, что она, как христианка, кроме журналов должна читать духовные
книги и на слово не верить всякому вздору без разбора: что можно родиться
из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди
стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать (2, ч. 1, с.
183). |
Мнение мое в отношении занятий чтением такое, чтобы
прежде всего занимать юный ум Священной Историей и чтением житий святых по
выбору, незаметно насевая в нем семена страха Божия
и христианской жизни, и особенно нужно с помощью Божией
суметь ему внушить, как важно хранение заповедей Божиих
и какие бедственные последствия бывают от нарушения оных. Все это выводить
из примера прародителей наших, вкусивших от запрещенного
древа и за то изгнанных из рая. |
Крыловы басни можно оставить до времени, а пока занимать
ребенка изучением наизусть некоторых молитв, Символа веры и избранных йсалмов, например: «Живый в
помощи Вышняго», «Господь просвещение мое»* и подобных. Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен
к страху Божию. От этого
все доброе и хорошее, как и, |
|
напротив, праздность и невнушение
детям страха Божия, бывают причиной всех зол и
несчастий. Без внушения страха Божия
чем детей ни занимай, не принесет желаемых плодов в отношении доброй
нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно (17, с. 124-125). |