ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 

Еще в Ветхом Завете сказано: сын ненаказанный — скорбь от­цу и печаль матери (см. Притч. 17, 25), т.е. сын, не наставленный в страхе Божием и законе Господ­нем. В настоящее время многие родители детей своих учат мно­гому, часто ненужному и не­полезному, но нерадят о том, чтобы наставлять детей страху Божию и исполнению запове­дей Божиих и соблюдению по­становлений Единой Соборной Апостольской Церкви, отчего дети большей частью бывают непокорны и непочтительны к родителям и для себя и для оте­чества непотребны, иногда и зло­вредны (2, ч. 2, с. 58).

Вас тяготит забота, как дать детям вашим христианское вос­питание, и выражаете эту забо­ту так: «Всякий день на опыте вижу, что не имею достаточно твердости к исполнению долга по совести, и чувствую себя весь­ма неспособной сложить душу человека по образу и по подобию Божественного учения». По­следняя мысль выражена очень сильно и относится более к со­действию и к помощи Божией, а Для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать Детей своих в страхе Божием, внушить им православное по­нятие и благонамеренными на­бавлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что вы благое посеете в душах своих детей в их юнос­ти, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горь­ких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского вос­питания (2, ч. 1, с. 102).

Пишете, что вы глубоко уве­рены, что нет для человека ино­го источника благополучия на земле и вечного блаженства на небе, кроме Церкви Христовой, и что все вне оной — ничто, и желали бы передать это убежде­ние детям своим, чтобы оно бы­ло как бы сокровенной их жиз­нью, но вам кажется, что не име­ете призвания учить и не можете говорить с должной силою убеж­дения об этом великом предме­те. Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить ни­кто не может, потому что дру­гим вы должны бы еще сперва растолковать ваши понятия и желания, и притом другие не знают ваших детей и их душев­ное расположение и потребнос­ти, и притом слова матери более могут действовать на них, неже­ли слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери на сердце. Если же вам кажется, что сын ваш многое знает, мно­гое понимает, но мало чувству­ет, то, повторяю, не огорчайтесь и этим. А молитесь о сем Богу, да устроит полезное о сыне ва­шем, якоже весть (2, ч. 1, с. 111).

Пишете: «Желала бы я, что­бы мы избегли с мужем того па­губного разногласия в деле вос­питания, которое я вижу почти во всех супружествах». Да, вещь эта действительно премудреная! Но спорить об этом при детях, вы и сами заметили, что неполез­но. Поэтому в случае разногла­сия лучше или уклоняйтесь и уходите, или показывайте, как будто не вслушались, но никак не спорьте о своих разных взгля­дах при детях. Совет об этом и рассуждение должны быть на­едине и как можно похладно-кровнее — чтобы было дейст­вительнее. Впрочем, если вы успеете насадить в сердцах де­тей ваших страх Божий, тогда на них разные человеческие причу­ды не могут так зловредно дей­ствовать (2, ч. 1, с. 103-104).

Пишете, что замечаете в сы­не вашем сухость или мало чув­ства и другие недостатки. Но в детстве вообще не у многих бы­вает истинное, настоящее чувст­во, а большей частью оно прояв­ляется в более зрелом возрасте, уже тогда, когда человек более начнет понимать и кое-что ис­пытает в жизни. Притом избы­ток внутреннего чувства незамет­но служит поводом к тайному возношению и осуждению дру­гих, а недостаток чувства и су­хость невольно смиряет челове­ка, когда он станет понимать это. Потому много не огорчайтесь тем, что замечаете в сыне вашем этот недостаток, со временем, может быть, и в нем неизбеж­ные в жизни испытания пробу­дят должное чувство, а только позаботьтесь о том, чтобы пере­давать ему по возможности обо всем здравые понятия, соглас­но учению Православной Церк­ви. Пишете, что до сих пор сами занимались с ним и прошли с ним Священную историю Ветхо­го Завета, и спрашиваете, как и чему его учить и кого избрать для этого? Пройдя с ним Ветхий Завет, вам самим должно кон­чить это дело, то есть перейти к Новому Завету, а потом уже начать катехизическое учение. Вы боитесь, что сухость катехизиса не прибавит ему теплоты. Кате­хизис никому не прибавляет теп­лоты, а довольно того, чтобы дети имели правильные поня­тия о догматах и других пред­метах Православной Церкви (2,ч. 1,с. ПО).

Вы затрудняетесь выбором и назначением духовника. Чтобы своего духовника не огорчить, только наперед сами объясните ему все то, что находите нужным и полезным для вашего сына, с прибавлением прошения ис­полнить это, так как по вашему сознанию священная обстанов­ка при исповеди для ребенка нужна, хотя для понимающе­го она особенного значения не имеет.

Перед исповедью и сами вы займитесь вашим сыном и при­готовьте его к этому Таинству, как сумеете. Заставьте его пе­ред исповедью прочесть запове­ди с объяснением. Касательно исправления его недостатков во­обще можете ему говорить ино­гда полушутливым тоном: «Ты ведь молодой князь, через такие поступки не ударяй себя лицом в грязь» (2, ч. 1, с. 111).

Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Госпо­да: Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18,3). А святой апостол Па­вел протолковал это так: Не будь­те дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте со­вершеннолетни (1 Кор. 14, 20) (2,ч. 1, с. 196).

Спрашиваешь, как приучать питомицу твою к серьезным за­нятиям, но сама сознаешь труд­ность своего дела. Особенно му­дрено советовать издали, когда не знаешь, как будут приняты наши слова. Предложи сперва, чтобы из дня сделали день и из ночи — ночь, а когда в этом бу­дешь иметь успех, тогда можно будет думать и о другом. И во­обще, соображаясь с обстоятель­ствами, делай, что можешь, призывая помощь Божию и со­действие свыше от Господа, Иже хощет всем спастися и в разум истины прийти. В благие мину­ты можешь сказать питомице, что она, как христианка, кроме журналов должна читать ду­ховные книги и на слово не ве­рить всякому вздору без разбо­ра: что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что мно­гие люди стали обезьянам под­ражать и до степени обезьян се­бя унижать (2, ч. 1, с. 183).

Мнение мое в отношении занятий чтением такое, чтобы прежде всего занимать юный ум Священной Историей и чте­нием житий святых по выбору, незаметно насевая в нем семена страха Божия и христианской жизни, и особенно нужно с по­мощью Божией суметь ему вну­шить, как важно хранение за­поведей Божиих и какие бед­ственные последствия бывают от нарушения оных. Все это вы­водить из примера прародителей наших, вкусивших от запрещен­ного древа и за то изгнанных из рая.

Крыловы басни можно оста­вить до времени, а пока занимать ребенка изучением наизусть не­которых молитв, Символа веры и избранных йсалмов, например: «Живый в помощи Вышняго», «Господь просвещение мое»* и подобных. Главное, чтобы ребе­нок был занят по силам и на­правлен к страху Божию. От это­го все доброе и хорошее, как и,

  • Псалмы 90 и 26.

напротив, праздность и невнуше­ние детям страха Божия, быва­ют причиной всех зол и несчас­тий. Без внушения страха Божия чем детей ни занимай, не при­несет желаемых плодов в отно­шении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия вся­кое занятие хорошо и полезно (17, с. 124-125).

 

Hosted by uCoz